Конфереция

Налоговый кодекс пугает нефтетрейдеров

Совет Федерации вчера принял изменения ко второй части Налогового кодекса, которые могут привести к радикальным изменениям на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов. Независимые трейдеры всерьез опасаются, что в новых условиях крупные нефтяные компании либо разорят их, либо лишат самостоятельности. Поправки в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января. Из внесенных в него новаций наиболее серьезные для топливного рынка - изменение ставок акциза и порядка его взимания. С целью компенсации выпавшего дорожного налога акцизы на нефтепродукты повышаются на 45%. Для высокооктановых бензинов новая ставка составит 3000 руб. с тонны, для низкооктановых - 2190 и для дизельного топлива - 890 руб. с тонны. Взиматься акцизы отныне будут не с НПЗ, коих в России около трех десятков, а с 30 000 бензоколонок. При этом акциз будет уплачиваться при каждой перепродаже топлива. Конечное звено, получив от налоговиков подтверждение об уплате, направит соответствующие документы по всей трейдерской цепочке, на основании чего посредникам возместят или зачтут уплаченные ими суммы акциза. Все участники этого процесса должны будут получать в МНС свидетельства о постановке на учет в качестве налогоплательщиков, осуществляющих операции на оптовом и (или) розничном рынке нефтепродуктов. Чтобы получить такое свидетельство, надо иметь в собственности инфраструктуру для хранения и реализации нефтепродуктов. Член совета директоров Российского топливного союза (объединяет региональные организации независимых трейдеров) Евгений Аркуша считает, что новая схема уплаты акциза может разрушить сложившийся рынок нефтепродуктов: мелкие и средние предприниматели будут вытеснены с него и установится монопольный диктат крупных нефтекомпаний. Это, как считает Аркуша, может произойти за счет того, что компании будут продавать нефтепродукты своим оптовикам и АЗС за вычетом акциза, а независимым - без вычета (частично или полностью). В итоге, говорит эксперт, конечные цены на АЗС крупных нефтекомпаний могут оказаться на 2 - 3 руб. за литр ниже, чем у независимых продавцов. "В этих условиях им останется либо закрываться, либо продаваться, что и является конечной целью нефтяных холдингов, пролоббировавших эти поправки", - считает Аркуша. Независимых торговцев также не устраивает возвратная схема взимания акцизов. Она потребует резкого увеличения оборотных средств, что может привести к массовым разорениям в оптовом звене, говорит Аркуша. Он отмечает также, что усиление налоговой нагрузки при нулевой ставке акциза на прямогонный бензин повышает для торговцев соблазн к фальсификации топлива. С ним не согласен вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. По его мнению, раз акциз будет взиматься с АЗС, то ей все равно, каким бензином торговать - хорошим или "паленым". Он считает, что тем самым поставлен хороший заслон фальсификаторам и для всех участников рынка созданы одинаковые условия. Не видит он и опасности монополизма. В Москве он просто невозможен, считает Федун, потому что здесь работают почти все компании. Но даже и в самых монопольных регионах, по словам вице-президента "ЛУКОЙЛа", доля холдингов на розничном рынке не превышает 25%. Замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин сказал "Ведомостям", что его ведомство пока не определило, грозят ли принятые поправки в Налоговый кодекс тотальной монополизацией региональных рынков топлива. Чиновник обещает, что МАП вскоре сформулирует свое мнение. Аналитик "НИКойла" Геннадий Красовский считает, что независимые трейдеры преувеличивают риск монополизации, поскольку число принадлежащих компаниям АЗС относительно невелико. "Вопрос в том, какие затраты смогут выдержать те или иные трейдеры. Вероятно, у холдингов возможностей в этом плане больше", - говорит эксперт.
Комментарии
Конфереция