Конфереция

Бензиновый заговор раскрыт

Ситуация на бензиновом рынке - за последний месяц цена на топливо подскочила на 20 процентов - вызвала большое волнение в умах госчиновников. Сначали они заявили о сговоре российских нефтяных компаний, поднимающих цены на топливо до "заооблачных высот". Однако во вторник глава МАПа Илья Южанов призвал чиновников поменьше фантазировать. 'На мой взгляд, ситуация, связанная со сговором, - это из разряда фантазий', - заявил министр по антимонопольной политике Илья Южанов. Министр считает, что за ростом цен стоит инфляция, весенне-летний спрос на бензин и отказ России от ограничений на экспорт нефти, введенных в начале 2002 года. Призрачная угроза. Южанов уверен, что для предотвращения подобных ситуаций в будущем, необходимо оперативнее менять таможенные пошлины и разработать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами, в том числе, ввести фьючерсные контракты. Его ведомство уже направило соответствующее предложение в правительство РФ, которое приступило к его рассмотрению. Впрочем, депутаты и правительство успели 'проработать этот вопрос'. Налоговый подкомитет Госдумы уже одобрил поправку в Налоговый кодекс, по которой правительство сможет в любой момент запрещать вывоз нефтепродуктов за границу. Достаточно будет только доказать, что цены на них внутри России выросли слишком сильно. Это инициатива - бальзам на рану министра финансов Алексея Кудрина, считающего скачок цен на бензин делом рук не только торговцев нефтепродуктами, но и законотворцев. Несколько недель назад Дума ограничила экспортные пошлины на нефтепродукты. Согласно принятому закону, с 1 января вывозные пошлины на нефтепродукты не должны быть выше, чем 90% от ставки пошлины на сырую нефть. Это делает экспорт нефтепродуктов гораздо выгоднее, чем сейчас. По словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, от этой поправки нефтяники сэкономят только в следующем году около 300 млн. долларов. Поэтому нефтяники заранее переориентировались на экспорт и оставили внутренний рынок без бензина, считает Алексей Кудрин. А правительство даже не может повлиять на этот процесс: ведь теперь экспортные пошлины на нефтепродукты будут устанавливаться законом, а не решениями правительственной комиссии, посетовал министр. Депутаты, решили 'исправиться' и предложили правительству радикальный инструмент для контроля над нефтяными магнатами - поправку в Налоговый кодекс, по которой правительство получит право ограничивать или запрещать экспорт нефтепродуктов на срок до полугода. Чиновники смогут это сделать, если почувствуют 'угрозу экономической безопасности страны'. Признаки 'угрозы' описаны в законе. По мнению автора поправки, депутата Владимира Дубова, это повышение цен на 'существенно важные товары'. Если рост цен на эти товары в течение трех месяцев на 30% и более обгонят темпы инфляции, угроза налицо, считает депутат. Чиновникам грозят судом. Нефтяные магнаты вины за собой не чувствуют. И даже обижаются на 'необоснованные обвинения чиновников'. Нефтяники приводят следующие аргументы в пользу собственной невиновности. Так, по словам начальника управления общественных связей 'ЛУКОЙЛа' Александра Василенко, 'в состав нефтяных компаний сегодня, по разным оценкам, входит от 13 до 23% АЗС, так что 'сговор' был бы невозможен в принципе'. Представители 'Сибнефти' сообщили 'ГАЗЕТЕ', что их компании сейчас гораздо выгоднее поставлять нефтепродукты на внутрений рынок, чем гнать их на экспорт. Правда, в 'Сибнефти' оговариваются, что в мае ситуация была 'несколько другой'. 'Когда в начале июня начался рост на заправках, Касьянов и Христенко говорили, что не видят в этом ничего трагического, кроме сезонного роста цен на бензин. За последнюю неделю цены на этом рынке особо не выросли, скорее даже происходит их корректировка. Что безусловно говорит о рыночных механизмах этого процесса, а не о сговоре крупных компаний', - отметили в ТНК. По словам представителя компании, нынешний уровень цен при повышенном летнем спросе на бензин - это просто компенсация 'зимнего застоя'. В защиту нефтяных магнатов вступаются и некоторые эксперты, предлагающие правительству создать комиссию по расследованию причин подорожания бензина. В частности, аналитик 'Тройки-диалог' Валерий Нестеров уверен, что хотя рынок нефтепродуктов исторически поделен между крупнейшими компаниями, но способности к 'сговорам' у нефтяников до сих пор не просматривалось. Это хорошо показали споры вокруг ситуации с ОПЕК, когда компании не смогли выработать единую рекомендацию правительству, стоит России сокращать свой экспорт или нет. Впрочем, ряд экспертов, опрошенных 'ГАЗЕТОЙ', не исключают 'доли вины нефтяных магнатов' в скачке цен на бензин. 'Компании, контролирующие четверть рынка АЗС, вполне могли явится 'спусковым крючком' кризиса, подняв цены на бензин в летний период. А за ними бросились поднимать цены более мелкие трейдеры, пока процесс не приобрел лавинообразный характер'.
Комментарии
Конфереция