Конфереция

То, чего нет, хочет отобрать Минфин у нефтяников

Правительство пытается пересмотреть закон, по которому экспортные пошлины на нефтепродукты не должны превышать 90% пошлины на нефть. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов признался в этом депутатам в понедельник глубокой ночью. Но нефтяные лоббисты предвидели ход Минфина и обзавелись заключением юристов о том, что принять поправку Шаталова технически невозможно. Потому что нельзя исправить то, что еще не вступило в силу. Поправка о том, что пошлины на нефтепродукты не могут превышать 90% пошлины на нефть, была принята совершенно неожиданно для правительства - ее незаметно "приделали" к пакету "технических" поправок в Налоговый кодекс. Поправка не обсуждалась ни на налоговом подкомитете, ни на бюджетном комитете - ее раздали в зале заседаний непосредственно перед голосованием, поэтому правительство не успело подготовить адекватной защиты и подсчитать бюджетные потери. Несколько позже Шаталов заявил "Ведомостям", что нововведение обойдется бюджету примерно в $500 млн в год, поскольку сейчас пошлина на бензин (25 евро за 1 тонну) гораздо выше нефтяной ($20,7 за 1 тонну). Поправка в закон о таможенном тарифе была официально опубликована 31 мая. Через полмесяца правительство решило отменить ее так же, как она была принята, - увязав отмену с принятием какого-нибудь другого закона. Под руку попался налоговый законопроект, компенсирующий региональным бюджетам отмену последнего оборотного налога - на пользователей автодорог. Он предусматривает, в частности, индексацию акцизов на бензин на 45%. Используя тактику депутатов, правительство держало свой план по отмене поправки в строгом секрете. Накануне заседания налогового подкомитета Шаталов говорил "Ведомостям", что правительство не будет настаивать на отмене неприятной нормы. Придя на налоговый подкомитет, замминистра озвучил все принципиальные пожелания Минфина, но не сказал о пошлине на нефтепродукты ни слова. И только в 11-м часу вечера он неожиданно попросил депутатов поддержать поправку Игоря Динеса, которая вычеркивала из закона о таможенном тарифе пункт про нефтепродукты. Но конспирация не помогла Минфину добиться желаемого эффекта. Глава налогового подкомитета, один из совладельцев "ЮКОСа" (его доля оценивается в $900 млн) Владимир Дубов тут же предъявил Шаталову заключение правового управления Госдумы о том, что удовлетворить просьбу Минфина юридически невозможно. В статье 104 думского регламента говорится, что в Госдуму можно вносить законопроекты, изменяющие "действующие законы". А в действующем законе о таможенном тарифе положения о нефтепродуктах нет - оно вступит в силу лишь с 1 января 2003 г. "Нельзя исправить то, чего нет", - говорит Дубов. Агитируя за поправку про 90% , нефтяники убеждали депутатов, что хотят сделать налоговые условия предсказуемыми. К счастью для Минфина, не все участники рынка полагают, что сделано это удачно. Например, вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх считает, что привязывать пошлины на нефтепродукты к пошлине на нефть нельзя в принципе, поскольку у этих платежей разная природа. У пошлины на нефть фискальное назначение, тогда как пошлины на нефтепродукты призваны защитить внутренний рынок от сезонного дефицита и повышения цен, говорит Шторх. "Конечно, для нас очень важна стабильность и прозрачность налоговых условий. Но с таким же успехом можно было бы привязать пошлины на бензин к пошлинам на пшеницу", - говорит нефтяник. К тому же на сторону Минфина могут перейти и некоторые думские лоббисты. Во всяком случае, один из авторов поправки о пошлине на нефтепродукты, "яблочник" Алексей Мельников, судя по всему, уже раскаивается в своем поступке. "Конечно, такие поправки должны обсуждаться на экспертном совете, на налоговом подкомитете и на бюджетном комитете. Наши оппоненты должны иметь возможность высказаться", - говорит Мельников.
Комментарии
Конфереция