Конфереция

Станционный контейнер

Из 238 расположенных в Петербурге и пригородах АЗС подавляющее большинство - стационарные. Большинство колонок эксплуатируют их владельцы. Кроме них на рынке действует две группы компаний: владельцы АЗС-арендодатели и арендаторы, эксплуатирующие АЗС. Имидж ничто. Наибольшее число стационарных заправок принадлежит холдингу Петербургской топливной компании ("Невская топливная компания" - 27 АЗС, "Транссервис" - 21, "ПТК-сервис" - 19). Второй эшелон составляют компании "Несте Санкт-Петербург" (20 АЗС), Балтийская финансово-промышленная группа (ТИК "Балт-Трейд" - 12 АЗС и "ЭГРИН Инк." - 7) и "Фаэтон" - 8 АЗС. Доля этих четырех "гигантов" в совокупности составляет 37% от общего числа заправок. Представители большинства общероссийских и международных нефтяных концернов - "ЛУКОЙЛ", Shell, "Славнефть" и "Сургутнефтегаз" занимают незначительную долю. Например, по признанию юриста ООО "Шелл АЗС" Инны Трубниковой, "компания поддерживает в России всего пять убыточных АЗС только для имиджа: концерн Shell присутствует на рынке". Группа "ЛУКОЙЛ" владеет двумя АЗС, хотя для их эксплуатации создано отдельное предприятие "ЛУКОЙЛ-Санкт-Петербург Сервис". Конкуренция монополистов. Ни одна компания или холдинг, занимающийся розничной продажей нефтепродуктов, не владеет более 20% рынка и не входит в число предприятий-монополистов. Однако это не помешало антимонопольным органам признать одновременное повышение цен весной 1999 года сговором и оштрафовать 10 из 78 операторов рынка. Арбитражный процесс по этому делу длился весь 2000 год. В июне кассационная инстанция признала повышение цен сговором, однако вопрос о наложении санкций на компании до сих не решен. Контейнеры останавливаются. По данным Лицензионной палаты, за период с 1996 по 2000 год в Петербурге построено 58 стационарных АЗС общего пользования, оснащенных современным технологическим оборудованием, способных оказывать автолюбителям дополнительные услуги в сфере автосервиса (наличие мойки, постов техобслуживания, ремонта, магазинов по продаже автозапчастей, сопутствующих товаров, кафе). Стационарные АЗС призваны заменить контейнерные, решение о ликвидации которых было принято городскими властями еще в 1999 году. Схема, предложенная Лицензионной палатой, предполагает выделение земельных участков под реконструкцию заправок целевым назначением по однократной рыночной оценке тем компаниям, которые арендуют данные участки по краткосрочным договорам аренды или эксплуатируют контейнерные АЗС. Крупнейшими операторами контейнерных АЗС являются компании "Русланд" (5 контейнеров), "Линос" (3) и "Нева-Бензин" (3). Ирина Князева, Павел Нетупский 2001 год
Комментарии