Президиум Госсовета ознакомился с предложениями рабочей группы по регулированию недропользования. Сколько-нибудь конкретных критериев государственной политики в этой области в концепции немного, зато они могут доставить немало хлопот держателям или претендентам на лицензии.
В частности, рабочая группа предлагает ввести лимиты для природопользователей на запасы, разведанные на средства госбюджета. По мнению разработчиков документа, среди которых и бывший научный руководитель Владимира Путина ректор питерского Горного института Владимир Литвиненко, таких запасов, не вовлеченных в добычу, у каждой компании должно быть не больше, чем на 12 лет работы для нефтяных компаний, и не больше, чем на 20 лет - для горнодобывающего сектора. В случае если объем таких месторождений превышает лимит, проект "Основ государственной политики в области минерального сырья и недропользования" предлагает взимать с держателей лицензий средства, которые бюджет получал бы, если бы месторождения осваивались.
Как говорит Александр Беляков, глава думского комитета по природопользованию и член рабочей группы Госсовета, срок в 12 лет для нефтяников был определен исходя из мирового опыта. Примерно на столько разведанных запасов у крупнейших нефтяных компаний мира. У российских компаний запасов не в пример больше, чем у западных: у "ЛУКОЙЛа" на 33 года вперед, у ЮКОСа - на 47 лет, а у ТНК, по оценке Главного контрольного управления президента, аж на 80. В среднем по отрасли нефтяники обеспечены запасами на 36 лет. Однако на многих месторождениях работа не ведется, и бюджет, соответственно, не получает денег.
В большинстве случаев, получая лицензии на месторождения, компании заключали с Минприроды договор, в котором прописывались сроки освоения месторождения. Однако, по словам главы Минприроды Виталия Артюхова, полностью не выполняются условия 1020 лицензионных соглашений. Это более 7% от общего числа. За последние три месяца Минприроды рекомендовало отозвать лишь 25 лицензий. Да и по ним окончательного решения не принято - нет решения регионов.
Сам Артюхов признает, что отзыв лицензий - крайняя мера и самоцелью не является. Однако каких-либо промежуточных мер воздействия на нарушителей лицензионных соглашений пока не существует. И если не прибегать к крайней мере, с недропользователя Минприроды может лишь потребовать уточненную программу освоения участков недр, рассмотреть материалы недропользователя на научно-техническом совете министерства и т. д. Главный смысл предложений рабочей группы Госсовета - создать и прописать законодательно механизм экономических санкций в отношении компаний, не выполняющих свои инвестиционные обязательства.
"Идея в общем-то понятна, - говорит нефтяной аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров, - отобрать запасы и отдать их тем, кто будет разрабатывать. Однако вопрос, кто придет сюда, чтобы осваивать эти месторождения. Пока массового притока иностранного капитала ожидать не приходится". А Владислав Митнев, аналитик "Ренесанс Капитала" говорит, что большие объемы активных запасов - это одно из немногих конкурентных преимуществ российских компаний. Массовый отзыв лицензий может снизить конкурентоспособность отрасли и негативно скажется на капитализации. "Остается надеяться, что здравый смысл подскажет, что этого делать не надо", - говорит Митнев.
Впрочем, проблема приведения объемов разведанных запасов российских компаний в соответствие с мировыми стандартами может решиться и сама собой. Во-первых, разведанные запасы резко снижаются при пересчете по общепринятой мировой методике, когда считаются лишь рентабельные при эксплуатации, а не все извлекаемые запасы. По словам Валерия Нестерова, разница составляет в среднем 30%. Кроме того, добыча нефти в России растет. За 2001 г. - на 8%. А к 2005 г. , как говорит Нестеров, добыча может увеличиться до 425 млн т в год (в 2001 - около 346 млн т). Соответственно, снизится и обеспеченность запасами - ведь новые месторождения не разведываются.
"Ведомости" Госсовет углубится в недра Первоначально рабочая группа Госсовета должна была заниматься природопользованием в целом. Но затем тема была сужена до "минеральной части". "Мне удалось только в самом конце (мы шесть месяцев работали) убедить, что этот вопрос должен быть рассмотрен отдельно от лесной или водной отрасли", - сообщил член рабочей группы, ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.
"Мы провели анализ ресурсной базы, добычи и эффективности управления, - сообщил Литвиненко, - и пришли к выводу, что система госуправления - главная проблема, с которой столкнулась минерально-сырьевая отрасль. Мнения большинства губернаторов и руководителей горнодобывающих предприятий сходятся: необходимо срочно пересмотреть взгляд на систему госуправления. Она должна выстраиваться на базе общемировых принципов и учитывать особенности российской экономики. Сегодня у нас ресурсами управляют несколько министерств, имеющих одинаковые права".
- Вы хотите сказать, что должен быть единый управляющий орган?
- Да. Необходимо упорядочить полномочия госорганов как в области регулирования, так и реформирования.
По мнению Литвиненко, России не хватает системы, которая "есть в большинстве сырьевых стран - Канаде, Америке, Китае". Там, говорит ректор, управление недрами идет через текущие и перспективные балансы. В России же сложилось противоречие между минерально-сырьевым потенциалом и управляющим сектором, и оно "приобретает угрожающий характер".
- Если мы его быстро не разрешим, мы потихоньку потеряем экспортные рынки, влияние на ценовую политику по многим позициям, касающимся минеральных ресурсов. Кстати, большинство сырьевых стран используют опыт, накопленный в свое время СССР. Мы же отказались от этой системы, но ничего взамен не родили. До сих пор не можем построить баланс с регионами - сколько им нужно нефти и газа. Поэтому каждая зима и превращается в катастрофу.
По мнению Литвиненко, России срочно нужна единая комиссия по запасам. Этакий "тэковский" Госплан.
- Кто у нас сейчас может сказать, сколько "стоит" месторождение? Никто. Во всех странах этим занимаются госкомиссии по запасам, которые готовы представить объективные данные. У нас готово Положение о порядке проведения госэкспертизы запасов полезных ископаемых. Его необходимо срочно доработать и передать на утверждение в правительство. По поводу госкомиссии есть масса недопонимания - кричат, что она уже есть. Но она есть при министерствах, на уровнях отделов. Это не дает целостной картины.
- Регионы сейчас предлагают оставлять им больше налогов от недропользования.
- Если отлучить регионы от налогов, недропользование будет обременительно для губернаторов. Но вопрос, кому сколько процентов, - это несистемный подход. Месторождения находятся в разных климатических условиях, усреднить их невозможно.
Литвиненко считает, что налоговые вопросы нужно "решать индивидуально". И этим как раз могла бы заниматься госкомиссия.
- Лицензирование тоже должно относиться к сфере ведения госкомиссии по запасам?
- Нет, но за него должен нести ответственность кто-то один в стране, входя в вертикаль управления. Лицензия - это взаимоотношение государства с недропользователем, а управление лицензией - это управление крупным капиталом. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация - мы допускаем до колоссальных ресурсов людей, которые далеки от этого бизнеса. Могут быть разные формы - если запасы доказаны, нужно продавать на конкурсной основе. А если кроме идеи пока нет ничего, можно допускать и без конкурса, но со страховкой. Государство будет знать - если не ты поднимешь, то гарант.
"Коммерсантъ" Олигархов равноудалят от нефти Сегодня в Госсовете с участием президента пройдет закрытое совещание по совершенствованию госполитики в области недропользования. Хотя тема совещания и звучит сухо, однако это мероприятие наверняка уже вызвало оживление подковерной борьбы за право регулировать разработку несметных подземных кладовых России - среди ведомств и право продолжать "сидеть" на этих богатствах - среди компаний.
Состав участников мероприятия ограничен, зато на нем предполагается присутствие Владимира Путина. Накануне совещания в Санкт-Петербурге прошло выездное заседание межфракционного депутатского объединения "Энергия России". С основным сообщением здесь выступил сопредседатель рабочей группы Госсовета, ректор Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко.
У Литвиненко прозвучали два ключевых тезиса. Первый: установленные законом "О недрах" (принят еще в 1992 году) нормы вошли в противоречие с реальной ситуацией, усилились недостатки в организации лицензирования и контроля за выполнением условий лицензий. И второй: противоречия между возможностями минерально-сырьевого потенциала и состоянием дел в управлении его рыночными механизмами приобретают угрожающий характер.
Литвиненко заявил депутатам Госдумы, что сейчас 35 человек, которых называют хозяевами финансовых или финансово-промышленных групп, владеют 95% ранее разведанных месторождений с приличными горно-геологическими, климатическими условиями и развитой инфраструктурой. По его мнению, в силу того, что крупный бизнес контролирует огромные финансовые ресурсы, он влияет и на госуправление недропользованием.
Комментарии