Санкт-Петербург: на топливном рынке без перемен

Петербургский топливный рынок, оборот которого оценивается в 350 миллионов долларов в год, считается вторым по привлекательности (после Москвы и Московской области). О потенциальном интересе к нему крупных нефтяных компаний эксперты говорят уже не первый год. Однако, пока все остается по-прежнему: лидирующие позиции занимают местные операторы, у которых нет собственной сырьевой базы. Если же говорить о вертикально-интегрированных компаниях, то с тех пор, как в Петербург осенью 2000 года пришла "Славнефть", новых игроков не появилось. На топливном рынке Петербурга работает около 100 операторов. Самый крупный - "Петербургская топливная компания" (ПТК), у которой в Петербурге около 70 заправок (и в этом году планируется построить еще 10-15). ПТК была зарегистрирована в 1996 г. и долгое время имела неофициальный статус компании, близкой к городской администрации. Именно через ПТК несколько лет шли поставки топлива "Сургутнефтегаза" для предприятий бюджетной сферы. В начале прошлого года это стало причиной конфликта между Смольным и территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике (ТУ МАП). Антимонопольное ведомство сочло, что назначение ПТК уполномоченной компанией по поставкам сургутовского топлива бюджетникам ущемляет интересы остальных участников топливного рынка, которые тоже хотели бы сотрудничать с "Сургутнефтегазом". В итоге, из договора между администрацией Петербурга и "Сургутнефтегазом" пришлось исключить сам термин "уполномоченная компания". А 70% поставок нефтепродуктов для петербургского "Пассажиравтотранса" пошло через основного конкурента ПТК - компанию "Балт-трейд". Вскоре после этого Смольный решил продать свой 14,5%-ный пакет акций в уставном капитале "Петербургской топливной компании" (остальные акции пакетами от 5% до 14% распределены между восемью юрлицами, близкими менеджменту ПТК). Городские власти объясняли свое решение тем, что доля в ПТК не приносила бюджету никаких дивидендов. Кроме того, сам вид деятельности ПТК не требует обязательного государственного участия. Однако за те восемь месяцев, которые заняла подготовка к торгам, ПТК успела застраховаться от появления новых акционеров и провести дополнительную эмиссию акций (это случилось в мае 2001 г.). В результате, доля города снизилась в 10 раз - до 1,3%. Сейчас законность эмиссии оспаривается в судах, и ПТК пока выигрывает. Эксперты "НИКОЙЛа" оценивают долю ПТК на местном топливном рынке в 48%, оценки самой компании более скромны - около 30%. Но наблюдатели и участники рынка не исключают того, что позиции ПТК могут усилиться - особенно на фоне тех неприятностей, которые переживает сейчас ее основной конкурент: "Балт-трейд". Компания "Балт-трейд" управляет второй по величине сетью АЗС в Петербурге (35 заправок). По оценке "НИКОЙЛа", доля "Балт-трейда" на розничном рынке нефтепродуктов составляет 22%. "Балт-трейд" входит в Балтийскую финансово-промышленную группу (БФПГ), объединяющую около 40 фирм, связанных с торговлей нефтепродуктами и их транспортировкой. Сегодня БФПГ переживает не лучшие времена. В августе 2001 г. скончался ее президент (и один из основателей) Виталий Рюзин. После этого появилось несколько претендентов на активы компании - в первую очередь, на сеть АЗС. Сначала бывший топ-менеджер БФПГ Сергей Иванов заявил о своих правах на контрольный пакет акций ОАО "Балт-трейд". Руководство БФПГ, со своей стороны, утверждает, что этот пакет контролируется самой БФПГ. Сейчас обе заинтересованные стороны судятся друг с другом. Одновременно появились новые владельцы 39%-ного пакета акций "Балт-трейда". Он принадлежит одноименной торгово-инвестиционной компании, которую с осени 2001 г. контролируют два частных лица - Алексей Моднев и Сергей Кузнецов. В конце ноября их представитель заявил о том, что бизнес БФПГ (в первую очередь, топливный) и ее финансовые потоки могут быть разделены. Даже если розничная сеть "Балт-трейда" будет раздроблена, структура топливного рынка Петербурга вряд ли изменится в ближайшие время - его будут по-прежнему контролировать местные операторы, не имеющие собственной сырьевой базы. Две иностранные компании, работающие в Петербурге - Neste и Shell - развивают свои розничные сети не слишком активно. В этом году ЗАО "Несте Санкт-Петербург", 100% акций которого принадлежит финскому концерну Fortum Oy, построит 4-5 новых АЗС. Компания "Шелл АЗС" ("дочка" европейского концерна Royal Dutch Shell) только сейчас рискнула вернуться к проекту строительства заправок, замороженному после кризиса 1998 г. Тогда Shell собирался построить 25 заправок, но сейчас планы компании стали более скромными: 2-3 АЗС в год. "НИКОЙЛ" оценивает долю Neste на петербургском топливном рынке в 5%, Shell - в 3%. Примерно столько же (4%) приходится на долю "ЛУКОЙЛа", который в прошлом году прибавил к своим четырем заправкам еще шесть. "Сургутнефтегаз", через свою "внучку" "Киришиавтосервис", пока только планирует расширить розничную сеть в Петербурге, где под его маркой работают всего пять АЗС. Единственная крупная нефтяная компания, которая активно пытается закрепиться в Петербурге - это "Славнефть". Осенью 2000 г. "Славнефть" официально объявила о своих планах занять 20% петербургского топливного рынка. Но с тех пор ей пришлось столкнуться с сопротивлением конкурентов. Сначала налоговая полиция на несколько дней парализовала работу ООО "Линос", с которым "Славнефть" работает по франчайзингу. В августе прошлого года в Ленинградской области были задержаны злоумышленники, добавлявшие в железнодорожные цистерны с бензином "Славнефти" вредные смолы. Компания выплатила пострадавшим автовладельцам около миллиона рублей, но ее репутация была испорчена. В ноябре 2001 г. на одной из заправок "Славнефти" обнаружили взрывное устройство. А сразу же после этого налоговая полиция едва не сорвала подписание еще одного франчайзингового договора между "Славнефтью" и петербургской топливной компанией "Фаэтон". Сейчас "Славнефть" испытывает проблемы с завершением сделки по приобретению петербургского завода моторных масел имени Шаумяна, где неожиданно обнаружился спорный пакет акций. Руководство "Славнефти" справедливо сомневается в том, что все эти неприятности инициированы теми нефтяными компаниями, которые сопоставимы с ней по масштабам деятельности. "Крупные вертикально-интегрированные компании уже давно не играют в такие игры", - считает вице-президент "Славнефти" Андрей Шторх. По оценке экспертов, "Славнефти", скорее всего, вредят местные операторы. В отличие от них, "Славнефть", имеющая собственное сырье, может держать более низкие розничные цены. Неудивительно, что печальный пример "Славнефти" заставляет других крупных нефтяников не торопиться с приходом в Петербург. Но в конце концов, это должно произойти. Перепродавцы топлива не смогут бесконечно сопротивляться конкурентам, у которых есть собственные нефтепродукты. Тем более, что, по прогнозам экспертов "НИКОЙЛа", за следующие пять лет петербургский рынок розничной торговли нефтепродуктами может возрасти на 50%-65%. И крупные нефтяные компании вряд ли проигнорируют столь серьезный потенциал. Виктория Копылова
Комментарии

Нет комментариев