Конфереция

Бензин XXI века

Основные проблемы в области производства автомобильного топлива и пути их решения 'ЛУКОЙЛ' несколько лет назад прекратил производство этилированных бензинов. Автомобильное топливо, вырабатываемое в настоящее время ООО 'ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез' и ООО 'ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка', по качественным показателям отвечает требованиям ГОСТ 51105-97 и европейскому стандарту EN 228. Применение таких бензинов позволяет обеспечить соблюдение вропейских экологических норм (Евро-2) по количеству вредных выбросов автотранспорта. Однако в Европе сегодня рассматривается новая редакция EN 228, в которой ужесточаются требования к автобензинам, в частности, по содержанию бензола и серы. Вводятся нормирование ароматических и олефиновых углеводородов, а также ограничения на содержание различных оксигенатов (по кислороду не более 2,3%) и обязательное применение моющих присадок.Разработка новых норм EN 228 должна обеспечить выполнение более жестких требований по выбросам вредных веществ автомобильным автотранспортом Евро-3, которые введены с 2000 г., и Евро-4, которые должны вступить в действие с 2005 г. (см. табл. 1).Табл. 1. Требования к бензинам Европейского союза Показатели. Евро-2 . .Евро-3. Евро-4 Содержание бензола (max), %. 5,0 1,0 1,0 Содержание серы (max),ppm. 0,05 150 30 Содержание ароматических компонентов (max), %. - 42 30 Содержание олефиновых компонентов (max), %. - 18 14 Содержание кислорода (max), %. - 2,3 2,7 Фракционный состав, %: до 1000С перегоняется, не менеедо 1500С перегоняется, не менеедавление насыщенных паров, кПа, не более --- 467560 467560 Наличие моющих присадок - обязательно Аналогичное ужесточение действующих норм на показатели качества моторных топлив, предложенное мировыми производителями автомобилей и опубликованное в декабре 1998 г., рекомендуется Всемирной торговой хартией.Наряду с ужесточением экологических требований к качеству вырабатываемых автобензинов перед отечественной нефтепереработкой возникла другая проблема, вызванная, в первую очередь, ростом в стране числа импортных автомобилей, - необходимость увеличения производства бензинов марки АИ-91 и выше для удовлетворения растущей потребности в них при одновременном сокращении объемов выработки бензинов А-76 и АИ-80, спрос на которые заметно снижается.Увеличить производство высокооктановых бензинов с улучшенными экологическими свойствами возможно путем модернизации технологических процессов каталитического риформинга и строительства установок изомеризации, каталитического крекинга и алкилирования, а также за счет вовлечения в состав бензинов кислородосодержащих компонентов и октаноповышающих присадок и добавок.Использование алкилата и изомеризата в составе автобензинов, безусловно, предпочтительнее, чем повышение 'жесткости' процессов риформинга и крекинга, так как при этом возникают трудности с обеспечением норм на содержание бензола, ароматических и олефиновых углеводородов.В табл. 2 представлены данные по компонентному составу бензиновых фондов России, США и Западной Европы. Отличительной особенностью бензинового фонда России является то, что в нем низка доля алкилата, изомеризата и бензина каталитического крекинга. Ввод новых мощностей и установок каталитического крекинга позволит увеличить глубину переработки нефти и получить сырье для производства алкилата и кислородосодержащих соединений (КСС): метил-трет-бутилового и метил-трет-амилового эфиров.Табл. 2. Компонентный состав бензинового фонда России, США и Западной Европы Наименование компонентов. Россия США Западная Европа Общий бензиновый фонд, млн т в год. 23,5 365 125 Компонентный состав, %. Бутаны. 2,6 5,5 5,7 Бензин каталитического риформинга . 54,3 34,6 46,9 Бензин каталитического крекинга. 20,4 36,1 27,1 Изомеризат. 1,9 4,7 5,0 Алкилат. 0,6 13,0 5,9 Бензин прямой перегонки. 11,2 4,0 7,6 Бензин термического крекинга и коксования. 4,0 - - Бензин гидроочистки. 3,5 - - Оксигенаты. 1,5 2,1 1,8 Без увеличения объемов производства алкилата, изомеризата, КСС выработка товарных бензинов, отвечающих перспективным европейским требованиям, невозможна. Поэтому в планах развития и реконструкции ООО 'ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка' предусматривается ввод мощностей изомеризации. Однако для этого требуются значительные капиталовложения.В настоящее время при производстве товарных автобензинов А-76 (АИ-80) и АИ-92 ООО 'ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка' использует добавку БВД ТУ 38.401-58-228-99 и гидрированную фракцию С6-С8. Высокооктановая добавка АвтоВЭм на основе монометиланилина с добавкой органических соединений не получила широкого применения, однако Волгоградский НПЗ имеет разрешение (допуск) на производство и применение бензинов с этой добавкой. На ряде нефтеперерабатывающих предприятий при производстве неэтилированных бензинов в качестве антидетонатора наряду с марганцем применяют органические соединения железа (феррацен).Расчеты показывают экономическую целесообразность применения композиционных высокооктановых добавок БВД, АвтоВэм, Феррада и других, так как они обеспечивают необходимую детонационную стойкость товарных бензинов при снижении токсичности отработанных газов в процессе эксплуатации автомобиля благодаря исключению из бензинов соединений свинца. Однако все зольные антидетонаторы, кроме ТЭС, имеют существенный недостаток - до сих пор полностью не решена проблема выноса окислов металла из ДВС.Главная трудность в области производства бензинов, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, заключается в обеспечении норм по содержанию серы и бензола, а этого можно достичь только путем замещения в товарных бензинах части риформата изомеризатами и алкилатами, исключения из бензиновых композиций бензинов коксования и термокрекинга. Владимир ЮХНЕВ, генеральный директор (ООО 'ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепродукт'), Владимир ЗЯЗИН, главный инженер, Юрий МОРОШКИН, главный технолог (ООО 'ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепереработка')
Комментарии