Конфереция

Причины повышения цен на бензин следует искать в конъюнктуре внешнего рынка

На минувшей неделе цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке продолжили восхождение к новым вершинам. Вице-премьер Алексей Кудрин обвинил в этом нефтяные компании, пролоббировавшие в Госдуме выгодные для них поправки к налоговому законодательству. В ответ нефтяники критикуют правительство за решение повысить акцизы на нефтепродукты. Нефтегазовые аналитики, однако, уверены, что внутренние цены на нефтепродукты определяются преимущественно конъюнктурой внешнего рынка. Заговор нефтяников Цены на сырую нефть на мировом рынке за последние полтора года колебались довольно значительно: от $17 до $30 за баррель. Не были они стабильными и на внутреннем рынке. Например, в начале нынешнего года нефть подешевела до $4-$5 за баррель. Но что бы ни происходило с сырой нефтью, цены на нефтепродукты в розничной торговле практически не менялись (и даже испытывали тенденцию к небольшому снижению) с октября 2000 г. по апрель 2002 г. Возможно, именно поэтому потребители так болезненно восприняли скачок цен на топливо, произошедший в мае-июне. В ход пошли теории заговора нефтяных компаний, которые якобы решили за счет платежеспособных потребителей компенсировать свои убытки от ограничений экспорта нефти, введенных с начала года, а заодно вытеснить с рынка мелких торговцев бензином. Действительно, достаточно бросить взгляд на кривую розничных цен на бензин в Москве, чтобы заподозрить неладное. Начиная с сентября 1999 г., динамика цен носит явно организованный характер. Более всего она напоминает лесенку, которую выстраивал на валютном рынке Виктор Геращенко, когда формировал валютный курс рубля: быстрый подъем и затем медленное сползание вплоть до нового скачка. Цены, формируемые рынком, ведут себя иначе, о чем можно судить хотя бы по кривой цен на различные виды топлива в Роттердам. Тем не менее, нефтегазовые аналитики уверены, что начальный импульс к изменению цен на нефтепродукты всё же приходит с рынка, а не из кабинетов нефтяных олигархов. Затем на процесс ценообразования на внутреннем рынке наслаивается множество факторов: изменения в тарифной и налоговой политике, интересы оптовых и розничных поставщиков нефтепродуктов, колебания платежеспособного спроса, особенности региональных рынков и т.д. Но основу формирования цены на бензин и другие виды топлива составляет всё же соотношение спроса и предложения. Сообщающиеся сосуды Общий принцип, позволяющий понять причины колебаний цен на нефтепродукты, заключается в том, что внутренний и внешний рынки связаны между собой, как сообщающиеся сосуды. На процесс их взаимодействия могут оказывать влияние, например, ограничения в сфере экспорта. Но в конечном счете изменение внутренних цен на различные виды топлива определяется конъюнктурой мирового рынка, который начинает как губка впитывать в себя нефть и нефтепродукты, как только внешние цены значительно превышают внутренние. В этом уверен, например, Александр Блохин, аналитик ИК "Центринвест". "Топливная промышленность - одна из немногих отраслей экономики, где положение дел на мировом рынке напрямую сказывается на внутренних ценах", - утверждает он. По его модели, на формирование цен влияют даже не столько крупные компании. При снижении внешних цен они как гнали, так и продолжают гнать за рубеж свою продукцию, так как им просто некуда ее девать, чтобы не остановить технологический процесс. В противном случае происходит затоваривание мазутом и приходится останавливать скважины. В то же время мелкие компании и перекупщики нефти и нефтепродуктов выходят с экспортного рынка, как только цены за рубежом падают, и возвращаются на него, как только цены растут. В первом случае наступает перенасыщение внутреннего рынка, как это случилось в конце прошлого года, и цены начинают снижаться. Начиная с марта, внешние цены выросли до приемлемых уровней, экспорт увеличился, в результате чего внутренний рынок оголился, и цены пошли в рост. На этот процесс накладываются дополнительные факторы. Валерий Нестеров, аналитик ИК "Тройка Диалог", отмечает, например, воздействие инфляции. По итогам года она составит от 14 до 18%. Почему должны дорожать лес и хлеб, но не топливо? Во-вторых, компании хотели бы компенсировать потери от убытков в 4 квартале прошлого и 1 квартале этого года, вызванные неблагоприятной ценовой ситуацией. Что касается ограничений на экспорт, введенных правительством по согласованию с ОПЕК, то эта мера, скорее всего, не оказала существенного влияния на финансовое положение российских компаний. "Вопрос о том, ограничивался ли реально экспорт нефти или нет [в рамках обязательств, принятых Россией перед ОПЕК], остается открытым, - замечает Валерий Нестеров. - На самом деле экспорт нефти в дальнее зарубежье за 4 месяца нынешнего года вырос на 7%-9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а поставки нефти в страны СНГ выросли в 4 раза! Не случайно недавно представитель Минэнерго говорил, что есть проблема неконтролируемого экспорта нефти и нефтепродуктов". О пользе самоограничений Желание нефтяных компаний компенсировать свои инфляционные издержки и потери от неблагоприятной ценовой конъюнктуры на внешнем рынке относятся к факторам, толкающим внутренние цены на нефтепродукты вверх. Некоторые аналитики указывают и на то, что нефтяные компании, повышая цены на нефтепродукты, пытаются компенсировать за счет платежеспособных потребителей убытки от неплатежеспособных - РАО ЕЭС и армии. По некоторым данным, РАО задолжало нефтяникам $276 млн, а Министерство обороны - $25 млн. Но есть и не менее значимые факторы, ограничивающие желание поставщиков топлива получить дополнительные прибыли за счет внутреннего рынка. Это прежде всего низкий платежеспособный спрос, а также давление со стороны региональных руководителей, которые обладают административными рычагами воздействия на торговцев и, как правило, используют их, если ценовая ситуация начинает выходить из-под контроля. Кроме того, сами нефтяные компании заинтересованы в проведении умеренной ценовой политики. "Нефтяникам невыгодно задирать внутренние цены слишком высоко, так как в долгосрочной перспективе это приведет к замедлению экономического развития, - говорит Александр Блохин. - В краткосрочной перспективе они выиграют от повышения цен, а в долгосрочной проиграют. Размеры наших нефтяных компаний настолько велики, что они формулируют свою политику, исходя из долгосрочных интересов, которые в значительной мере совпадают с интересами государства. По принипу "что хорошо для ЛУКОЙЛа, то хорошо и для России". Наконец, у правительства до недавних пор был такой удобный метод ограничения внутренних цен на нефтепродукты, как экспортные пошлины. Увеличивая их, можно было произвольно сокращать экспортные потоки нефтепродуктов. Однако с 1 июля в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые устанавливают максимальную ставку экспортных пошлин на нефтепродукты на уровне 90% от экспортной пошлины на сырую нефть. Поправки сокращают возможности правительства по защите внутреннего рынка при повышении внешних цен на топливо. По примеру Канады Еще одним фактором, ограничивающим взлет цен, могла бы стать конкуренция на нефтяном рынке. Однако, по общему мнению экспертов, российский нефтяной рынок нельзя признать высококонкурентным, если не считать некоторых сегментов - таких, как топливные рынки в Москве и Петербурге. В большинстве субъектов федерации действуют лишь 2-3 крупных оператора топливного рынка, некоторые регионы (такие как Ингушетия, Камчатка) полностью монополизированы одной из нефтяных компаний. Не удивительно, что в таких условиях появляются предположения о ценовом сговоре нефтяников. "Такой соблазн должен возникать во многих регионах, - указывает аналитик одного из московских банков, говоривший на условиях анонимности. - Реальное же воплощение подобных устремлений зависит от отношений нефтяных компаний с местными властями и степени "удаленности" последних от нефтяного бизнеса. Возможности защиты местными властями интересов потребителей топлива зачастую сдерживаются наличием в региональных администрациях мощного нефтяного лобби". Таким образом, хотя общие тенденции в ценообразовании определяются внешней конъюнктурой, конкретные уровни цен теоретически могут определяться нефтяными компаниями. Подозрения в том, что подобная практика существует, нередки в истории. Например, в начале 80-х годов в Канаде потребители бензина обвинили нефтяные компании в картельном сговоре с целью резкого повышения цен на бензин, в результате которого потребители бензина потеряли 12 млрд канадских долларов. Была создана парламентская комиссия, результатом которой стал труд "Конкуренция в нефтяной промышленности Канады". Комиссия установила, что умышленного сговора поставщиков нефтепродуктов и продавцов бензина не было. Вместе с тем, комиссия пришла к выводу, что в законодательстве страны существуют прорехи, которые не защищают от ценовой дискриминации и сговоров интересы независимых дилеров, а уровень конкуренции в отрасли недостаточен. "Проблема в том, - замечает Валерий Нестеров, - что в развитых странах есть ассоциации защиты прав потребителей, которые имеют возможность инициировать создание парламентских комиссий, проводить расследования случаев нарушения конкуренции. Такой же механизм должен существовать и в России. Однако у нас таких институтов нет. Рынок остается высоко монополизированным, а организации потребителей недостаточно влиятельными". Предел роста Отсутствие сдерживающих механизмов вряд ли позволит внутреннему рынку вернуть цены на нефтепродукты к тому уровню, с которого они стартовали в конце апреля - начале мая. Тем не менее, действие рождает противодействие. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), повышение цен уже привело к тому, что в Москве произошло снижение объемов розничной реализации топлива на 10-12 %. Пока потребители переориентируются на область, где цены несколько ниже, чем в Москве. Однако можно ожидать, что при продолжении роста цен начнется реальное снижение объемов потребления. Аналитики сходятся в прогнозах, что потенциал роста цен на топливо в значительной степени уже израсходован. По данным ИК "Центринвест", сейчас бензин в Москве стоит примерно столько же, сколько стоил в конце 2000 г., т.е. около 30 центов за литр сорта А-92. "Я думаю, что крупные нефтяные компании, понимая, чем может грозить дальнейшее подорожание топлива, пойдут на добровольное ограничение роста цен, - полагает Блохин. - Догонят до 30-35 центов по низкооктановым сортам и 40 по высокооктановым и успокоятся". Примерно такой же прогноз дает и Валерий Нестеров. "Предел роста - это цена в 12-15 руб. за литр бензина, при которой реально машины начнут останавливаться. 10 руб. - это примерно цена бензина в США, и при такой цене водители в России еще будут ездить, экономя на чем-то другом". К этому стоит добавить, что после выхода на новый уровень цен компании на конкурентных региональных рынках начнут бороться за покупателя, что приведет к медленному сползанию цен относительно уровня равновесия, достигнутого после повышения цен в мае-июне. Свой отпечаток на динамику внутренних цен наложит и внешний рынок. По данным МТА, с конца марта цены на некоторые виды топлива на внешнем рынке снижаются и в настоящее время уже опустились ниже российских. Продажа дизельного топлива за рубежом приносит экспортерам убыток в 1900 руб. за тонну, бензина - 600 руб. за тонну. Следовательно, можно ожидать, что рост цен по крайней мере на эти виды нефтепродуктов остановится уже в ближайшее время. Кризисы гарантированы Высказывание версий относительно причин повышения цен на топливо стало удобной формой выяснения отношений между нефтяниками и представителями власти. Алексей Кудрин, вице-премьер и министр финансов, на прошлой неделе возложил ответственность за повышение цен на нефтепродукты на нефтяные компании, которым удалось пролоббировать в Госдуме принятие выгодных для них поправок к Налоговому кодексу. Поправки устанавливают, что ставки экспортных пошлин на нефтепродукты не должны превышать 90% от ставок экспортных пошлин на нефть. 1 июля поправки вступают в силу, и предприятия, по словам Кудрина, уже начинают раскручивать цены, готовясь к этому моменту. После вступления поправок правительство не сможет эффективно регулировать переток нефтепродуктов на внешний рынок, вводя на их экспорт заградительные пошлины. Вице-премьер пообещал внести в Госдуму законопроект, который позволит вернуть правительству контроль над экспортными пошлинами на нефтепродукты. Со своей стороны, Михаил Ходорковский, глава ЮКОСа, обвинил в повышении цен на бензин правительство, которое планирует увеличить акцизы на нефтепродукты сразу на 45%. По словам Ходорковского, нынешнее повышение цен на нефтепродукты - это еще не рост, а всего лишь компенсация реального снижения, произошедшего в результате инфляции. Взлет цен еще предстоит, так как правительство уже объявило о повышении акцизов с 1 января 2003 г. По расчетам МТА, повышение акцизов на 45% может привести к росту цен на бензин примерно на 13%. Однако случится это лишь после того, как акциз будет повышен. Говорить о том, что намерение правительства повысить акцизы как-то влияет на цены сегодня, было бы большим преувеличением. Так что заявление Ходорковского читается скорее как публичная угроза правительству: хотите повысить акцизы - будете иметь дело с разгневанными владельцами "Жигулей", повышение цен мы вам гарантируем. В оправдание действий правительства следует отметить, что повышением акцизов Минфин пытается компенсировать потери от отмены оборотного налога, который прекращает существование с 1 января 2003 г. и который в настоящее время платят в том числе и нефтяные компании. В то же время введение 90-процентного ограничения на экспортные пошлины на нефтепродукты, по подсчетам Минфина, означает потери для бюджета (и соответственно выигрыш для нефтяных компаний) в размере $500 млн только в этом году. Кроме того, сам механизм изменения экспортных пошлин на нефтепродукты, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс, весьма несовершенен. Учитывая, что экспортные пошлины на нефть формируются с 2-месячным лагом, правительство не сможет вовремя реагировать на внешнюю ценовую конъюнктуру. Значит, станут возможными периоды, в течение которых экспортные пошлины уже пошли на повышение, а пошлины находятся в нижней точке. И наборот. Это означает, что затоваривание и дефицит на внутреннем рынке нам гарантированы - если, конечно, депутаты Госдумы не прислушаются к доводам Кудрина. RusEnergy Виктор Сомов
Комментарии