Конфереция

Автоматические Заправочные Станции в Петербурге

В середине прошлого года ООО "Несте Санкт-Петербург" открыла первую в Петербурге автоматическую АЗС. Этот шаг компания осуществила в рамках глобальной стратегии отказа от стандартных АЗС с использованием обслуживающего персонала. До конца года обещало построить три такие станции в городе. При этом руководство "Несте Санкт-Петербург" заявило, что типовые станции впредь строиться не будут. Посетивший Петербург Вели-Матти Роппонен, президент Fortum Oil&Gas, сообщил, что стоимость строительства автоматической АЭС составляет $0,5-1 млн. ООО "Несте Санкт-Петербург" является дочерней компанией Fortum Oil&Gas. Срок окупаемости одной станции составляет 5-10 лет. Строительство обычной АЭС обходится финляндской компании примерно в $1,5 млн. К преимуществам автоматической станции кроме реальной экономии на строительстве относятся более низкие накладные расходы из-за отсутствия обслуживающего персонала, что позволяет повысить рентабельность розничных продаж. Кроме того, экономится время на заправку одного автомобиля (до 3 мин.), что позволяет повысить прокачку топлива через станцию. Система безопасности автоматической станции предусматривает наличие камер наблюдения и сигнализации. В случае необходимости на станцию выезжает оперативная группа. "Во избежание возможных недоразумений на станции первое время будут находиться сотрудники компании", - уточнил Томислав Трампуж, заместитель директора по розничным продажам ООО "Несте Санкт-Петербург". Рисковое дело Андрей Михеев, заместитель генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания", считает, что даже на автоматической станции в России не обойтись без минимума персонала. "Всегда найдутся желающие срезать шланг или пистолет либо покопаться в оборудовании", - говорит он. Один из менеджеров трейдерской компании, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что такой тип станций в условиях некорректной конкуренции на топливном рынке может стать удобной мишенью для теракта. "О чем можно говорить, если за последние 2-3 года на станциях "Несте" и так гремели взрывы", - говорит он. Безопасность оборудования, по мнению многих городских топливных операторов, основная проблема для автоматических станций. "Мы тоже рассматривали возможность строительства автоматической АЭС, но встал вопрос охраны. Кроме того, существуют правила, согласно которым, при определенных технологических процессах (при сливе топлива с бензовозов) должен присутствовать сотрудник - значит, так или иначе, на станции должны присутствовать люди. Проблемы могут возникнуть и с контролирующими органами, которые появляются на объекте для проверки документов без предупреждения", - делится Сергей Сорокин, генеральный директор АОЗТ "ТИК "Балт-Трейд". Согласно существующим правилам охраны труда, для находящихся на объектах (даже временно) сотрудников необходимо помещение. В отличие от обычной АЭС, которая предоставляет дополнительные услуги автомобилисту (мойка, накачка шин, магазин), автоматическая станция обеспечивает только заправку бензином и возможность приобретения фирменной кредитной карточки или увеличение кредита на ней. Раскинут карты Расчет за топливо осуществляется через специальный терминал, расположенный на колонке с пистолетами. Терминал позволяет расплачиваться как наличными бумажными рублями, так и посредством кредитной карточки, снабженной ПИН-кодом. Продажа кредиток будет осуществляться в офисе компании, в будущем - на самой АЗС. "В дальнейшем увеличить кредит на карточке можно будет не только в офисе компании, но и с заправочного терминала, а также в отделениях Сбербанка", - говорит Сеппо Лауэр, директор по розничным продажам ООО "Несте Санкт-Петербург". Быстрее и дешевле В отличие от автоматической, типовая АЗС значительно больше по площади и строится в 3 раза дольше. Сервисным обслуживанием оборудования будет заниматься ООО "Торговый дом "Три Е". Станции, которые работают без персонала, Neste строит с начала 80-х годов. В настоящее время у компании в Финляндии насчитывается 180 таких АЗС, в Эстонии и Литве но 26, в Латвии - 28 и в Польше - 18. Также большую активность в этом направлении на рынке Прибалтийских стран развернула норвежская компания Statoil. О том, что Fortum переводит свой розничный бизнес "на автоматические рельсы" в Прибалтике, сообщалось еще в прошлом году. Финляндская фирма, к примеру, вела переговоры с ОАО НК "ЛУКОЙЛ" о продаже 10 типовых станций, но стороны не сошлись в цене. На 2(ХЮ год у Fortum находилось на балансе шесть неавтоматизированных АЗС в Литве, 13 - в Латвии и 20 - в Эстонии. Дальше - тайна По прогнозам Вели-Матти Роппонена, если подобные станции будут пользоваться у жителей Петербурга популярностью, компания со временем полностью заменит свои типовые АЗС на автоматические. Всего у Neste в Петербурге 23 АЗС и две в Выборге. Одна из областные АЗС также работает в автоматическом режиме, но она является контейнерной и заправляет только дизелем. Последнюю типовую АЗС компания построила осенью 2000 года. На городском рынке нефтепродуктов, но данным коммерческой информационной службы "Купол", доля Neste по объему реализации составляет 13-15%. Пионеры По мнению Андрея Михеева, автоматические АЗС предоставляют новый вид услуг, и как они приживутся на отечественном рынке - покажет время. "В наших планах нет строительства подобных АЗС, - говорит он. - Однако если будет необходимо, то типовую станцию можно переделать в автоматическую". Как считает Сергей Сердюк, исполнительный директор ООО "Торговый дом "Три Е", другие операторы рынка не строят автоматические станции по той причине, что не видят технического решения данного строительства. "В России на подобные станции не существует стандартов и правил, - рассказывает он. - Neste первой из компаний занялась согласованием в государственных инстанциях строительства таких объектов". По данным "ДП", параллельно с возведением новой станции ООО "Несте Санкт-Петербург" приходится разрешать противоречия с существующими стандартами и правилами строительства.
Комментарии