Конфереция

Цены на нефть: история вопроса

Цены на сырую нефть, подобно ценам на многие другие виды сырья, подвержены значительным колебаниям в периоды, когда на рынке наблюдается недостаток или избыток продукта. Цикл колебаний цен на сырую нефть может занимать несколько лет. На протяжении большей части ХХ века цены на продукцию нефтяной отрасли США регулировались посредством жесткого контроля производства и ценового контроля. Стоимость нефти в период после Второй мировой войны (с 1947 по 1997 гг.) в среднем составляла ,27 за баррель в ценах 1996 г. За тот же период медианное значение стоимости сырой нефти в ценах 1996 г. составила ,27. Это означает, что цены на нефть превышали уровень ,27 за баррель лишь в течение 50% временного периода с 1947 по 1997 г. Превышение отметки ,00 за баррель отмечалось только в случае войны или конфликта на Ближнем Востоке. В долгосрочном историческом рассмотрении ситуация с ценами на нефть не слишком отличается от той, что описана выше. За период с 1869 по 1998 гг. цены на сырую нефть в США, скорректированные с учетом инфляции, в среднем составляли ,63 за баррель. 50% времени эти цены были ниже ,91. Если исторические данные за столь длительный период могут служить в качестве ориентира, то находящимся в настоящий момент на подъеме нефтедобывающим компаниям следует структурировать свой бизнес с таким расчетом, чтобы иметь возможность работать (и желательно с прибылью) при ценах на нефть на уровне менее ,00 за баррель в течение 50% срока жизни компании. В период с окончания Второй мировой войны до введения нефтяного эмбарго, т.е. с 1948 г. до конца 1960-х гг., цены на сырую нефть колебались в диапазоне ,50-,00. Стоимость нефти выросла с ,50 в 1948 г. до приблизительно ,00 в 1957 г. Однако, если скорректировать эти цифры с учетом инфляции, т.е. в ценах 1996 г., то получается совершенно иная картина: оказывается, что цены на сырую нефть в течение указанного периода колебались между и . Таким образом, рост цен, который с первого взгляда кажется столь очевидным, является по большей части следствием инфляции. С 1958 по 1970 гг. цены на нефть были достаточно стабильными и находились на уровне примерно ,00 за баррель, но в реальном выражении (с учетом инфляции) стоимость барреля сырой нефти упала с до менее чем . Еще сильнее цены на сырую нефть, скорректированные с учетом инфляции, снизились в 1971 и 1972 гг. в связи со слабостью американского доллара. В 1960 г. была образована Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК, в которую первоначально входило 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла, а к концу 1971 г. к ним присоединились еще 6: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир и Нигерия. С момента основания ОПЕК эти государства столкнулись со снижением реальной стоимости своего продукта. В течение послевоенного периода спрос на сырую нефть постоянно возрастал, однако реальная стоимость барреля сырой нефти снизилась на 40%. В марте 1971 г. баланс сил изменился: В этом месяце железнодорожная комиссия штата Техас впервые установила коэффициент пропорционального распределения, юридически ограничивающий добычу компаниями нефти, на уровне 100%. Это означало отмену ограничений, которые ранее налагались на количество нефти, добываемой техасскими нефтяными компаниями. И, что еще важнее, это означало, что возможности контроля цен на сырую нефть перешли от США (штатов Техас, Оклахома и Луизиана) к ОПЕК. В 1972 г. цена сырой нефти составляла около ,00 за баррель, а к концу 1974 г. она повысилась в 4 раза - до ,00 из-за военных действий на Ближнем Востоке. Обострение арабо-израильского конфликта вылилось в нападение Сирии и Египта на Израиль, которое произошло 5 октября 1973 г. США и многие другие страны Запада оказали Израилю мощную поддержку. В результате арабские страны-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки "черного золота" в страны, поддержавшие Израиль. Объемы нефтедобычи были сокращены на 5 млн. баррелей в день. Примерно 1 млн. баррелей в день был компенсирован за счет увеличения добычи нефти другими странами. Таким образом, в течение периода с 17 октября 1973 г. по март 1974 г. рынок нефти недополучал 4 млн. баррелей в день, что составляло 7% от объемов нефтедобычи. Если до введения эмбарго оставались какие-то сомнения в том, что контроль над ценами на нефть перешел от США к ОПЕК, то теперь они исчезли - слишком очевидной оказалась чувствительность этих цен к падению уровня предложения. Всего за 6 месяцев цены на нефть взлетели на 400%. С 1974 по 1978 гг. стоимость нефти росла умеренными темпами, увеличившись с до за баррель, а с учетом инфляции они вообще практически не изменились. События в Иране и Ираке вызвали новый виток роста цен на нефть в 1979 и 1980 гг. В результате Иранской революции рынок с ноября 1978 г. до июня 1979 г. потерял 2-2,5 млн. баррелей нефти в день. В 1980 г., во время Ирано-Иракского военного конфликта, добыча нефти в Ираке упала на 2,7 млн. баррелей в день, а в Иране - на 600 тыс. баррелей в день. Комбинация этих двух событий привела к росту цен на нефть с за баррель в 1978 г. до в 1981 г. Цены на сырую нефть в этот период могли бы повыситься значительно меньше, если бы не политика, которую проводили США в этой области после отмены эмбарго. Правительство США ввело меры по контролю над ценами на продукцию американских нефтедобывающих компаний, надеясь таким образом приостановить рост цен, наблюдавшийся в 1973-74 гг. Очевидным результатом данной меры оказалось то, что американские потребители сырой нефти стали платить за нефть, поставляемую из-за рубежа, на 48% больше, чем за продукцию внутреннего рынка. Разумеется, это отрицательно повлияло на доходы нефтяных компаний США. Достигла ли политика контроля цен своей цели? В краткосрочной перспективе данные меры позволили несколько уменьшить глубину экономического спада, охватившего США (и другие страны Запада) в результате взлета цен на сырую нефть в 1973-1974 гг.. Однако были и другие последствия. При отсутствии ценового контроля масштабы разведки и добычи нефти в США были бы, несомненно, гораздо значительнее. При более высоких ценах на нефть уровень потребления этого продукта был бы более низким, а проблемам энергосбережения в промышленности и в быту уделялось бы гораздо большее внимание, чем это было в действительности в этот период. Как следствие, США были бы менее зависимы от импорта в 1979-1980 гг., и уменьшение поставок нефти со стороны Ирана и Ирака не вызвало бы такого сильного подъема цен. Несмотря на имеющиеся у ОПЕК рычаги контроля над ценами на "черное золото", деятельность картеля в этой области редко оказывалась эффективной. В 1979-1980 гг., в период быстрого роста цен, министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Ямани (Ahmed Yamani) неоднократно предупреждал других членов организации экспортеров нефти о том, что высокие цены приведут к снижению спроса, однако они оставались глухи к его словам. Быстрый рост цен на нефть привел к ряду изменений в энергетической отрасли: появились усовершенствованные и абсолютно новые технологии теплоизоляции зданий, повысилась эффективность использования электроэнергии промышленными предприятиями, автопроизводители сумели добиться снижения расхода топлива автомобилями и т.д. Эти факторы, наряду с общемировой рецессией, стали причинами падения цен на нефть. К несчастью для ОПЕК, временной оказалась только рецессия. Никто не желал возвращаться к старым технологиям строительства домов или прежнему оборудованию и производственным процессам, требовавшим значительно большего расхода энергии. Ситуация в этом отношении изменилась навсегда, и падение уровня цен на нефть не вызвало повышения спроса на этот продукт. С 1982 по 1985 гг. ОПЕК пыталась стабилизировать цены с помощью установления достаточно низких квот нефтедобычи. Эти попытки неоднократно заканчивались неудачей, так как некоторые члены ОПЕК продолжали добывать большие объемы нефти, чем предусматривалось квотами. В течение большей части этого периода Саудовская Аравия действовала как "регулятор" объемов нефтедобычи, сокращая свое производство в целях приостановки "свободного падения" цен. Но со временем Саудовская Аравия устала играть эту роль. В августе 1985 г. цены на нефть в этой стране были привязаны к текущим ценам на нефтяном рынке, а к началу 1986 г. объемы нефтедобычи были увеличены с 2 млн. до 5 млн. баррелей в день. К середине этого года цены на сырую нефть упали ниже за баррель. Достигнутое странами-членами ОПЕК в декабре 1986 г. соглашение о ценах, нацеленное на увеличение стоимости нефти до за баррель, провалилось уже к январю 1987 г. Цены оставались низкими. Стоимость сырой нефти подскочила в 1990 г. вследствие неопределенности, связанной с вторжением Ирака в Кувейт, результатом чего стала Война в Персидском заливе. Однако после этой войны цена нефти постоянно снижалась, пока в 1994 г. она, скорректированная с учетом инфляции, не достигла своего самого низкого уровня с 1973 г. Затем ценовой цикл сменился и кривая стоимости нефти пошла вверх. Усиление американской экономики и экономический "бум", наблюдавшийся во многих странах Азии, способствовали устойчивому подъему цен на этот энергоноситель по 1997 г. включительно. Этот цикл завершился по причине недооценки ОПЕК последствий азиатского финансового кризиса. В декабре 1997 г. ОПЕК повысила квоты на объемы нефтедобычи на 10% до 27,5 млн. баррелей в день. Однако время для этого было выбрано явно неудачно, поскольку рост добычи нефти совпал с началом финансового кризиса в Азии. За кризисом последовало снижение темпов экономического роста в ряде индустриально развитых странах, которое оказало серьезное негативное влияние на рост спроса на нефть во всем мире, что, естественно, оказало сильное давление на уровень цен. В течение 2000 года цены на энергоносители были главным источником тревог для стран, импортирующих данный вид энергоресурсов, для отраслей с высоким уровнем потребления энергии, а также для потребителей. С начала декабря 1998 г., когда 1 баррель нефти сорта Brent стоил всего ,55, цены на этот продукт взлетели в 3 раза. На протяжении нескольких месяцев они держались выше отметки за баррель, несмотря на повышение странами-членами ОПЕК квот нефтедобычи (постановления об этом принимались 1 апреля, 1 июля и 10 сентября 2000 г.) и решение правительства США начать продажу на рынке сырой нефти из государственных стратегических запасов. Негативное влияние на решение проблемы снижения цен на нефть оказал палестино-израильский конфликт, обострившийся осенью 2000 г. и затронувший практически все финансовые рынки мира. Тем не менее, к концу года общие усилия стран членов ОПЕК и ведущих экономических держав принесли плоды, и цена на нефть вернулась в установленный ценовой коридор - за баррель. Однако с началом 2001 г. ситуация на рынке нефти вновь стала беспокоить экспортеров этого вида энергоносителей, теперь уже по причине ее снижения. Понижательная динамика цен на нефть в зимний период заставляла предположить, что с его завершением, сопровождающимся сезонным падением спроса на энергоресурсы, стоимость нефти провалится за нижнюю границу установленного ценового коридора.
Комментарии