Конфереция

Ответы вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли С.Ю. Ветлугина на вопросы корреспондента агентства "Au92"

Сергей Ветлугин: "цены на бензин должны быть разумными..." Ситуация с ценами на моторное топливо в Петербурге вызывает определенные опасения не только у специалистов, но и обычных граждан. Так или иначе, цены на бензин касаются каждого. Наш корреспондент беседует с вице-губернатором Санкт-Петербурга - председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергеем Ветлугиным. - Топливный рынок Санкт-Петербурга: его значение для Вас как для руководителя Комитета экономического развития. - Безусловно, меня, как человека курирующего экономический блок этот сегмент рынка не может не волновать. Какими будут цены на топливо, к каким последствиям это приведет, что нужно для нормального развития экономики города в целом и топливного рынка в частности - эти вопросы имеют первостепенную важность. - На Ваш взгляд насколько реально повторение "бензинового кризиса". Что может предпринять администрация города для стабилизации ситуации с ценами на моторное топливо? - С одной стороны Вы говорите "рынок", а с другой в контексте Вашего вопроса содержится призыв к использованию административного ресурса. Между тем это достаточно сложный, многогранный процесс и подход к нему должен быть соответствующим. Что касается "бензинового кризиса" 1999 года, то, здесь есть некоторое преувеличение. Откровенно говоря, лично я его так и не почувствовал. Да и его повторение в сегодняшних условиях вряд ли возможно. Сегодня в топливной сфере сложились достаточно "рыночные" отношения, существует большое количество розничных операторов, которые представляют разные вертикально-интегрированные нефтяные компании (Сургутнефтегаз, Славнефть, Лукойл, Shell, Neste). Даже если допустить, что в какой-то степени, они могут быть как-то связаны между собой, то, в конечном итоге каждый из них во главу угла ставит собственные интересы. Все они - самостоятельные субъекты рынка и получают топливо из разных источников. Не думаю, что на этом фоне вообще возможны какие-то катаклизмы, связанные с поставками топлива или с их объемами. Что касается цен, то, да, здесь ожидается определенное повышение. На рынке Санкт-Петербурга мы ведем постоянный мониторинг ситуации, отслеживаем тенденции, консультируемся со специалистами в этой области и т.д. Но основной вопрос - не в городе. Ценовые изменения связаны с тем, что каждая компания, каждый поставщик сам вправе определять ценовую политику. Товар должен быть востребован. То есть цена не должна быть запредельной, она должна быть разумной с тем, чтобы с одной стороны она давала нормально развиваться компании, а с другой - чтобы этот товар был приобретен потребителем. На внутрироссийские цены напрямую влияют тенденции, происходящие на мировом рынке. Это нельзя сбрасывать со счетов. Кроме того, присутствует элемент сезонности. Например, выборка топлива сельхозпроизводителями. Непосредственно на территории Санкт-Петербурга сегодня существует 18 сельхозпредприятий, в том числе два совхоза. Совокупность этих факторов говорит о том, что увеличение или снижения цен на топливо, носит объективный характер и в первую очередь обусловлен уровнем внешнего и внутреннего спроса. Но повторю еще раз - моторное топливо всех видов в Петербурге будет в необходимых количествах. Давайте проведем анализ. Если мы посмотрим графики, то увидим, что долгое время наблюдалось снижение цен практически на все виды топлива. Сегодня, после повышения отпускных цен поставщиками и оптовыми компаниями, происходит рост на розничном рынке. То есть по мере уменьшения запасов розничных операторов приобретенных по низким ценам, происходит их восполнение по более высоким. Соответственно повышаются цены и непосредственно на АЗС. Это закономерно. И мы можем говорить о том, что каких-то сговоров или их попыток попросту нет. В этом вопросе мы тесно взаимодействуем с ТУ МАП, и антимонопольные органы констатируют, что сегодня нет жалоб на то, что тот или иной оператор искусственно взвинчивает цены. Так, что уроки прежних лет взяты на вооружение, и мы осуществляем постоянный контроль за развитием этой ситуации. На сегодня Петербург не является лидером по ценам на топливо. Гораздо боле высокий уровень цен существует в Москве, на Дальнем Востоке, других регионах. Но обратимся к ситуации в Петербурге. Возьмем ДТ. Розница. 1 января. Средняя цена составляла 6 рублей 56 копеек. С 25 марта по 15 апреля 6,18. То есть шло определенное снижение. К 20-26 мая цена выросла до 6,51. Так, что в этот период мы не достигли даже январского уровня. 76-й бензин - был 5,73 в начале января, в начале мая 6,05. 92-й - 7,58, а к концу месяца 7,82. 95-й - в январе 8,96, в апреле падение до 8, 74. К маю вырос до 9,07. Ясно, что определенный рост есть, но он - незначителен. Мы не видим и не прогнозируем значительных изменений, а потому и не ожидаем глобальных потрясений на топливном рынке. Кстати, внутренние цены России, гораздо ниже мировых. Только сейчас мы выходим на цифры, которые несколько лет назад озвучил господин Алекперов, президент "Лукойла". В частности он говорил о том, что в Российской Федерации литр бензина должен стоить 30-40 центов. Сегодня при цене бензина в районе 10 рублей за литр (я имею в виду высокооктановые бензины), эти прогнозы оправдываются. В этом смысле мы подтягиваемся к общемировой ситуации. - Строительство заправочных станций, земельные участки под АЗС - проблемы, которые по определению не могут оставить равнодушным ни одного из участников рынка. Что вы думаете по этому поводу? - Это не совсем моя сфера деятельности, и все же попробую прокомментировать. Сегодня в городе эксплуатируется 235 стационарных АЗС. По поводу качества АЗС. В этой сфере Санкт-Петербург стоит особняком. У нас заправочные комплексы отличаются, что называется "повышенной комфортностью". Помимо заправки автомобиля вы можете воспользоваться услугами магазина, кафе, мойки, автосервиса и т.д. Причем, это на только зарубежные, но и российские компании. Но надо сказать, что катализатором этой тенденции явилась компания Neste, построившая первую современную АЗС в Петербурге. По поводу количества. Сколько должно быть станций? Столько, сколько будет востребовано. 235 - есть на сегодняшний день. Несколько "контейнерных", которые будут переоборудованы. Существует устойчивая тенденция, если кто-то собирается строить АЗС в Питере, то станцию исключительно современную. Теперь о земельных участках. Коллизия, о которой говорите Вы - возникла на ИТК (инвестиционно-тендерная комиссия). Кому-то якобы давались какие-то преференции. Кому-то их не давали. Кто-то располагал капиталом для строительства, но не мог попасть на этот рынок. Наверное, решение предоставлять земельные участки через торги - правильное. Торги - вещь достаточно открытая и прозрачная. Все сидят в одном зале, и каждый может предложить цену, которую сочтет нужной. Упрощаются многие процедурные вопросы. Так, что считаю, что это правильно. Кто-то говорит, что могут быть какие-то нарушения или злоупотребления. Но, честно говоря, альтернативы торгам я не вижу. Торги - это открытость, понятность и доступность. Тем, более, что на практике при старой процедуре мы имели случаи, когда кто-то столбил за собой участок, ничего не строил и искал перекупщика. С точки зрения экономики города мы не получали объекта, рабочих мест, налогов и тех платежей, которые должны развивать муниципальную экономику. Кто-то на этом наживался, а город проигрывал. Нормальной такую ситуацию назвать нельзя. А приобретение участка посредством торгов исключает эти негативные моменты. Кроме того, это соответствует федеральному законодательству, в частности Земельному Кодексу. - Что Вы ожидаете от возможного прихода на рынок вертикально-интегрированных нефтяных компаний? - Пока это только разговоры. Все на уровне "хотения". Все громогласные декларации по поводу того, что "мы построим огромное количество станций в сжатые сроки" на деле оказываются только декларациями. И что мы имеем? Пока идет лишь не совсем понятный франчайзинг со стороны "Славнефти". Не более того. Откровенно говоря, я не уверен, что эти декларации вообще когда-либо будут реализованы. И по большому счету городу все равно кто предлагает услуги на топливном рынке - крупная нефтяная компания или независимый оператор. Главное, чтобы он был прозрачен, продавал качественное топливо. Рынок сам рассудит. На мой взгляд, работать должны и те и другие. Это было бы справедливо. - Зачастую, участники топливного рынка жалуются на отсутствие четкой программы развития отрасли, в частности городской программы развития АЗС. Насколько это справедливо. - Определенный пробел здесь есть, но в то же время существует адресная программа, которая была принята на заседании правительства в прошлом году. Так, что говорить о том, что программы нет вообще, было бы неправильно. В этом документе речь шла более чем о 170 участках, предназначенных под строительство АЗС. Все связано с экономикой города и ее развитием. Сегодня разрабатывается генеральный план развития Петербурга до 2025 года. В нее будут заложены определенные закрепления территорий с учетом развития жилищного и промышленного строительства. - Какой на Ваш взгляд должна быть роль администрации в ценобразовании на моторное топливо? - Административная роль должна быть в плане мониторинга. Почему именно такая цена? Каковы составляющие этой цены? На что тратиться эти деньги? Эти вопросы должны отслеживаться. Мы начали наш разго-вор с того, что АЗС в Петербурге сегодня отвечают мировым требовани-ям. Соответственно строительство и эксплуатация такой станции требует более высоких расходов, но эта часть розничной цены на бензин должна быть разумной. Ведь в конечном итоге "транспортная составляющая" влияет на стоимость практически любого конечного продукта. Ее можно поднять очень высоко, но кто тогда окажется в выигрыше? Мы не регулируем эти вопросы, мы делаем мониторинг, анализ цен, процессов, происходящих на рынке. Безусловно, в том случае, если мы видим явный повод для вмешательства со сторон6ы администрации, то могут быть использованы все установленные законом рычаги: обращение в антимонопольные в правоохранительные органы. И все же это скорее исключение. В первую очередь здесь должны работать рыночные механизмы. Подготовил Александр Головачев
Комментарии