Конфереция

Олег Коломийченко: "Администрация Санкт-Петербурга предписание ТУ МАП исполнила..."

Администрация Санкт-Петербурга в лице Комитета по строительству исполнила предписание антимонопольных органов об изменении порядка выделения участков под АЗС. Напомним, что документ, предписывающий городским властям внести изменения в порядок предоставления "пятен" под АЗС был принят 26 апреля 2002 г. на заседании ТУ МАП. Согласно предписанию, существовавшая практика предоставления земельных участков под строительство АЗС без организации торгов является нарушением федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Наш корреспондент беседует с руководителем Территориального Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Олегом Васильевичем Коломийченко. - Олег Васильевич, Ваши комментарии по поводу ситуации с выполнением предписания ТУ МАП? - Мы считаем, что этот вопрос с повестки дня снят. Земельные участки под АЗС будут распределяться посредством торгов. Кроме того, городские власти будут публиковать информацию о земельных участках, предоставляемых под строительство заправок. Таким образом, в этой сфере городское законодательство приведено в соответствие с федеральным. Мы надеемся, что это решение будет способствовать формированию в Петербурге нормальной "рыночной" ситуации. Комитет по строительству уже подготовил проект распоряжения губернатора. И в ближайшее время оно будет подписано. То есть формально вопрос решен, но это не значит, что проблем вообще не осталось. Все упирается в Земельный кодекс, в то, что у нас нет градостроительных документов, генерального плана и оценки участков по зонам, с точки зрения структуры и т.д. На торги можно выставлять участок, который уже имеет какие-то параметры. Поэтому, по всей видимости, на торги будет выставляться не сам участок, а право проведения изыскательских работ. Во всяком случае, на первом этапе. Еще одна проблема, что делать с участками, которые были распределены раньше? К сожалению, городские власти до вынесения предписания, не предоставили нам информацию в полном объеме, и комиссия принимала решение на основании того, что нам было известно. В данный момент комитет по строительству исправил это упущение и теперь мы знаем какие участки будут переоборудованы. Я имею в виду контейнерные АЗС, закрытые на реконструкцию. А какие будут выставлены на торги. - Есть ли уверенность в том, что организация торгов вообще снимет с повестки дня вопрос о нарушении антимонопольного законодательства в сфере выделения земельных участков под АЗС? - Такой уверенности нет. Потому, что на торгах возможны различного рода договоренности и предпочтения. Но это уже другой вопрос. Между собой могут договориться участники конкурса, а могут быть выстраиваться отношения с администрацией с тем, чтобы в дальнейшем воздействовать на участников комиссии. К сожалению, такая практика широко распространена во всем мире и как раз это является одним из предметов деятельности антимонопольных органов. Я не хочу сказать, что это будет происходить в Петербурге в обязательном порядке, но это является одним из распространенных нарушений. И все же торги лучше, чем выделение участков под "целевое использование". - Как Вы относитесь к роли, которую на топливном рынке Петербурга играет городская администрация. - На мой взгляд, она чересчур сильна и это связано с тем, что в городе отсутствует целый ряд документов необходимых для нормального функционирования городских властей. Прежде всего - это генеральный план развития региона. Это мешает притоку инвестиций. Отсутствует система приоритетов, транспорентность, процедуры затянуты. То есть для того, чтобы, имея деньги оформить участок, провести там изыскательские работы, согласовать все с различными контролирующими организациями, уходит почти год. Получается, что все это время деньги не работают. А это отсутствие рабочих мест в это время, недополучение налогов. - В чем на Ваш взгляд причина роста цен на моторное топливо в последнее время? - Дело в том, что уровень цен на моторное топливо на внутреннем рынке очень сильно зависит от экспортной экспансии России. Если мы открываем для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) границы с тем, чтобы они вывозили нефть и нефтепродукты без ограничений и квот, то должны быть готовы к тому, что для внутреннего потребления этих продуктов останется меньше. Пока у нас нет информации, о том, что ситуация с запасами бензина критическая. Происходящий рост цен, естественным образом связан с инфляцией и с общей конъюнктурой. Разрыв между внешними и внутренними ценами слишком велик. И этим нивелируются экономические стимулы внутри страны. Абсолютно понятно, что экономической деятельность российских ВИНКов и нефтепереработчиков должна быть доходной и внутри России. Поэтому повышение цен неизбежно. За последние два года оно составило 1 или 2% в год, это не так много и сравнимо с темпами инфляции. Так, что пока оснований для паники у нас нет. В связи с повышением цен мы в первую очередь будем смотреть, где это повышение происходит - только в Петербурге или по России в целом. Петербург отличается от других субъектов Федерации тем, что здесь очень острая конкуренция. Если в других субъектах - один или два оператора, которые могут плавно повышать цены и, в соответствии с инфляцией, обеспечивать себе нормальную среднюю доходность, то в Питере в результате ожесточенной конкуренции, при повышении оптовых цен, доходность у топливных операторов падает и, опускаясь до определенного уровня, может резко вырасти. Потому, что все одновременно поймут, что это предел сдерживания цен. В этом, на мой взгляд, есть определенная опасность. Я говорю о резком, скачкообразном повышении цен. В настоящее время это повышение носит не столь резкий характер, как в предыдущие годы. 10% - это на самом деле не компенсирует затрат топливных компаний. Думаю, что недели через две положение с ценами стабилизируется. - Представители ТУ МАП заявили о том, что в Петербурге введен "оперативный контроль" роста цен на бензин. Что это означает на практике? - Ежемесячно мы получаем со всех операторов топливного рынка информацию по ценам, себестоимости, запасам и так далее. Теперь же мы пытаемся получать эту информацию еженедельно. Тем самым мы осуществляем более плотный контроль. - На чем основана уверенность в том, что эта информация будет достоверной, и вообще будет предоставляться. - Уверенность основана на законе. В предоставлении такой информации нам не имеет право отказать никто. В законе эта норма четко прописана. Что касается достоверности информации, то закон предусматривает наказание за предоставление недостоверных сведений. И потом эта же информация идет в налоговые органы, в статистику и внутреннюю отчетность предприятия и пр. Так, что при желании эти цифры можно сравнить и такая работа ведется. - В 1999 году произошел так называемый "бензиновый кризис", последствием которого стало взыскание, с подачи ТУ МАП "незаконно полученной прибыли" с топливных компаний в размере 9,8 млн. рублей. Эта ситуация может повторится в современных условиях? - Хочется верить, что не повторится. - Насколько известно - в деле 1999 года точка не поставлена. - Думаю, что поставлена. Да, мы имеем информацию, что была попытка обжалования в Европейском суде. У меня есть копия искового заявления. Там нет ничего нового. По моему мнению, Европейский суд не должен принимать ее к рассмотрению, так как здесь не идет речи о защите прав человека. Это достаточно очевидный спор в рамках антимонопольного законодательства. Кстати, в самой Европе подобные случаи наказываются гораздо жестче. Кроме того, Европейский суд может рассматривать эту жалобу несколько лет на предмет того, принять или не принять ее к производству. И если даже она будет принята к рассмотрению, то надеюсь, мы будем непосредственными участниками этого процесса и сможем представить те же весомые аргументы, что мы представили суду российскому. Так, что на сегодняшний день дело закрыто. Что касается 1999 года, то тогда были явные согласованные действия со стороны топливных компаний. С моей точки зрения, с точки зрения специально созданной комиссии и с точки зрения многих других не ангажированных специалистов, в том числе западных. Это было соглашение "картельного типа" и в этой ситуации наше решение было совершенно правильным. Единственное, что на Западе за подобные действия предусмотрены куда более серьезные санкции. А у нас по сути санкций не было. Мы только потребовали вернуть в бюджет незаконно полученную прибыль. А на Западе предусмотрены санкции - 10% от оборота и даже больше. И это зачастую приводит к тому, что компании виновные в нарушении антимонопольных законов в конечном итоге разоряются. Кстати, в большинстве стран наказанием является взыскание суммы, привязанной к обороту. - Почему же Россия не пошла по этому пути? - Мне сложно говорить об этом. Я не был в числе разработчиков первой редакции антимонопольного закона, но знаю, что сейчас предпринимаются определенные усилия, чтобы в этой части его изменить. Сейчас моден термин "глобализация", а ведь в том числе - это и синхронизация антимонопольных законодательств разных стран. Так, что я думаю, что это придет. В случае же с топливными компаниями - это был не штраф, а изъятие незаконно полученного дохода. Этого мало. Потому, что это не наказание. Это лишь возмещение ущерба. В России так - ты поиграл с государством, оно тебя поймало - ты отдал полученные деньги, а завтра опять пойдешь играть. То есть, с моей точки зрения данная мера административного воздействия не стимулирует рост сознательности потенциальных нарушителей антимонопольных законов. - Ваш прогноз развития ситуации с ценами на бензин. - Я являюсь должностным лицом и поэтому верю, что, то расследование, которое мы провели в 1999-2000 годах и судебные процессы, состоявшиеся по его результатам, являются своего рода гарантией того, что в таком виде "бензиновый кризис" не повторится. Что касается изменения цен, то все зависит от концепции, которая будет реализовываться федеральным центром в области экспорта нефти и нефтепродуктов и защиты внутреннего рынка. Я хотел бы верить в то, что внезапных всплесков не будет, а рост цен будет зависеть только от роста инфляции. Быть может ВИНКи и попытаются увязать рост цен с необходимостью проведения геологоразведочных работ, но это не факт, так как в данный момент создаются различные консорциумы. И эта проблема может быть решена таким образом. - Существует мнение, что приход на петербургский рынок крупных нефтяных компаний, несет в себе определенную угрозу для независимых операторов. Что может начаться очередной передел топливного рынка. - Не думаю, что это соответствует действительности. На сегодняшний день идет "плавный" приход таких компаний на наш рынок и ни одна из них на сегодняшний день не смогла создать большую розничную сеть. Другое дело, что в том случае, если на рынке останется пять-шесть крупных операторов и возникнет состояние, которое условно можно назвать "олигопольным", то вероятность сговора повысится. С другой стороны это достаточно крупные структуры, а они, как правило, законопослушны и вряд ли будут договариваться между собой. К тому же они хорошо понимают, что могут нарваться на санкции. - Является ли топливный рынок Санкт-Петербурга приоритетным для деятельности антимонопольных органов? - Проблем здесь много. Кроме розничного рынка есть проблемы и на рынке оптовом. Я имею в виду ВИНКи и их дочерние структуры, которые работают с нефтеперерабатывающими предприятиями, фирмы посредники, фирмы-однодневки, создающиеся для получения разницы между отпускной ценой завода и ценой по которым это же топливо приобретают операторы розничного рынка. Волнует нас и процедура выбора поставщика топлива для городских структур: Пассажиравтотранса, ГУВД и т.д.. Cуществует проблема лицензирования. Не решен вопрос с достаточным количеством АЗС в центре города. Остро стоит проблема франчайзинга. Я бы предпочел, чтобы независимые операторы выстраивали понятные отношения с ВИНКами, чтобы они были защищены. Есть и проблема конкурентной борьбы между самими операторами, когда используется налоговая полиция. Или тот сбой с качеством бензина на заправках "Славнефти". Что это было - диверсия или что-то другое? В любом случае - это явление нормальным назвать нельзя. Рынок достаточно сложный и думаю, что пока еще работы предстоит достаточно много. - Можно ли сказать, что перечисленные Вами проблемы - специфика исключительно петербургского топливного рынка? - Топливный рынок сложен во всем мире. Не случайно цены на нефть не сходят с первых полос газет. По сути - это является способом решения определенных политических проблем. И в России существует борьба за выход на мировые рынки среди крупнейших нефтяных компаний. А Петербург, если взять этот по определению сложный рынок имеет дополнительную специфику. Во-первых - это ожесточенная конкурентная борьба на розничном рынке. Во-вторых - близость к границе, экспортной трубе, нефтяному терминалу, а так же особая роль региона в Российской Федерации. Беседовал Александр Головачев
Комментарии