Конфереция

Северо-Запад России: "нефтяные компании идут..."

Региональный аспект в развитии топливного рынка России - один из самых значимых. Близость к границе, наличие перерабатывающих и транспортных предприятий, значимость региона для страны в целом - все это делает северо-западный регион одним из основных индикаторов положения дел на топливном рынке России. В апреле в Петербурге с размахом прошел международный форум "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: региональные аспекты", одно из важнейщих отраслевых мероприятий в текущем году. Об особенностях топливного рынка и рынка АЗС и перспективах их развития корреспондент Санкт-Петербург. ру беседует с одним из сопредседателей оргкомитета форума, директором компании "АЦИС Техника АЗС", Сергеем Леухиным. - Каково на Ваш взгляд значение петербургского форума?. - Во-первых ,форум состоял из нескольких различных крупных направлений Во-вторых, форум - это и конференции по направлениям, где было много интересных докладов и где происходил очень интенсивный обмен мнениями. С другой стороны - в рамках форума проводилось несколько специализированных выставок Мне трудно подвести общую черту, но одну его особенность хотел бы отметить. В форуме участвовали крупные российские нефтяные компании. И для нас это наиболее положительный аспект. Что же касается региональных выставок, то, на мой взгляд, они зачастую дублируют друг друга. Если обратиться к мировому опыту, то мы увидим следующую картину. Например, в Германии - крупнейшая отраслевая выставка "Автомеханика" - происходит раз в два года. Потенциальные покупатели со всей Европы с большим интересом участвуют в этой выставке. Делать же выставки так часто, как это происходит у нас в России - вряд ли целесообразно. В будущем, по нашему профилю, скорее всего, сохраниться только московская специализированная выставка, куда приезжают все крупнейшие компании-производители импортного оборудования и куда в свою очередь приходят все крупнейшие нефтяные компании. Что касается региональных выставок, будь то Тюмень, Нижний Новгород, Уфа или Ростов-на-Дону - все они со временем будут носить все более явный "смешанный" характер: гараж, паркинг, АЗС, техобслуживание и пр. - Является ли Санкт-Петербург и Северо-Запад приоритетными регионами для Вашей компании?. - Ситуация меняется и в данный момент роль Петербурга для "АЦИСа" возрастает. Дело в том, что мы - инжиниринговая и строительная компания. Наш профиль - автозаправочные комплексы. Естественно, что для нас самыми интересными потенциальными клиентами являются нефтяные компании. Следовательно, регион, где та или иная нефтяная компания собирается строить и развивать розничную сеть, интересен и нам. А сегодня в Петербург уже пришли большие нефтяные компании. Или вот-вот придут. Это очевидный факт и рано или поздно это должно было случиться. "Юкос", "Славнефть", "Лукойл", "Татнефть", другие - в данный момент все они на петербургском рынке находятся в "фазе позиционирования". Каждая из них "приценивается", "присматривается" к тому какую долю этого рынка она сможет получить. Для них недостаточно просто построить в регионе несколько автозаправочных станций. Крупные нефтяные компании подходят к выходу на рынок комплексно. Строительство, технологические моменты, транспорт, хранение, экология - для эффективного решения этих и многих других вопросов необходимы значительные инвестиции, которые будут оправданы лишь в случае строительства крупных фирменных сетей АЗС. - Означает ли это, что количество АЗС в Петербурге будет расти?. - Говорить о конкретном количестве станций - сложно. Да и не это главное. В развитии этого сектора рынка важны стратегические моменты. В Петербурге, прежде всего, должна появиться программа развития топливного рынка. Правительство Московской области разработало, например, долгосрочную программу строительства топливозаправочных станций (в том числе и газовых) и правительство Петербурга могло бы сделать то же. Учитывая автомобильный парк, его рост, потенциальный рост доходов населения, потребности города и многие другие факторы. Сейчас такой программы нет и говорить о конкретном количестве АЗС преждевременно. Но на конференции представители администрации Петербурга заявили, что такая программа готовится. Это правильный шаг. Должен существовать внятный обоснованный прогноз развития. По крайней мере, на пять ближайших лет. - В прессе неоднократно появлялись сообщения, ярко свидетельствующие о том, что действующие операторы топливного рынка Петербурга готовы пойти на многое, чтобы не пустить на рынок потенциальных конкурентов. - На мой взгляд - это нормальная ситуация. Если хотите - законы конкуренции. Отстаивание своих интересов, лоббизм существует в любом городе, любой стране. Но для крупных нефтяных компаний это не является непреодолимым препятствием. В конечном итоге - договорятся. Это всегда вопрос торга. Нужно определить "цену вопроса". А финансовые возможности нефтяных компаний - гораздо выше, чем возможности "независимых операторов". - Топливные рынки Москвы и Петербурга: в чем их схожесть, а в чем различие?. - И там и там современный этап характерен приходом больших нефтяных компаний. В Москве - несколько быстрее. Но кардинальных различий нет. И в Москве и в Петербурге рынок АЗС, что называется "олигопольный". Нет доминирующей компании, которая заняла бы 80-90% всего пространства. А в целом по России достаточно много регионов, где та или иная компания владеет такими долями рынка. Например, у "Юкоса" - Орел, Брянск, Самара и т.д. Это города, находящиеся вдоль их продуктопровода, а это существенно оптимизирует транспортные затраты. В других регионах - таких как Петербург и Москва ситуация развивается по другому сценарию. Условно ее можно назвать "рыночной" или многофакторной. Здесь снижение издержек большая нефтяная компания достигает за счет подчинения себе 10-20% рынка. Здесь в бизнес включаются такие категории, как логистика, развитие инфрастуктуры, снижение затрат, оптимизация. В фирменном магазине скажем,"Лукойла", в Москве должен быть тот же самый ассортимент, что и в Нижнем Новгороде и в Перми. Естественно из-за одной или двух АЗС это не имеет смысл делать. А когда строится целая сеть многие моменты получают совсем другое заначение. Здесь можно более эффективно решать экологические проблемы, например, проблему рекуперация паров на всей цепочке от производства до продажи топлива. То есть начнется качественный этап развития рынка. Когда передел закончится, рынок будет развиваться стремительнее. Но, конечно же, здесь должны быть инициативы от законодателей. - Ваш прогноз развития отечественного топливного рынка. - Думаю, что в конечном итоге нефтяные компании разделят между собой весь российский рынок. Это не означает, что все будет окончательно. Небольшая доля останется за частными сетями. Что касается нефтяных компаний, то они, потому и называются "вертикально интегрированные", что внутри каждой из них проходит весь процесс от добычи нефти до топливного пистолета на АЗС. И такая ситуация - абсолютно нормальна. Еще один возможный вариант развития. Та или иная компания, создав сеть АЗС и инфраструктуру, может продать ее иностранной нефтяной компании. Думаю, что некоторые из фирм изначально созданы для этой цели. И не скрывают этого. Это нормально, это просто большой бизнес. Пример - ТНК, главная цель которой - увеличение капитализации и, возможно, последующая продажа. Кстати со стороны западных нефтяных компаний такой интерес есть, но это распространяется только на операторов, имеющих не менее 10% того или иного рынка. Тогда делать бизнес имеет смысл. Думаю, что первый прецедент такого рода бизнеса может произойти в России в пределах пяти ближайших лет. Что касается непосредственно строительства АЗС, то сегодня в России доминирует упрощенное представление об АЗС: резервуар, трубопровод, кассовый аппарат - и все. На самом деле современная АЗС - это достаточно сложный объект. В экологическом смысле в плане пожарной безопасности такой объект несет в себе потенциальную угрозу. И мне всегда грустно, когда я вижу, что нефтяные компании строят так называемые "мухоморы" - яркая оболочка, более-менее, нормальные топливораздаточные колонки, а то, что лежит под землей, прежде всего технологическая часть во внимание не берется, строится по "остаточному принципу". Конечно, нормальное строительство требует не малых денег, но ведь гораздо проще положить обыкновенную стальную трубу, чем прокладывать двустенный пластиковый трубопровод. Здесь есть существенный момент для развития и изменения подходов. Я думаю, это понимание придет. Нефтяные компании руководствуются сроком окупаемости. Сейчас, это, как правило, три года. Но для АЗС, которая рассчитана на 15-20 лет работы этого мало. И такого нет нигде в мире. Необходимо больше инвестировать в станцию, чтобы она осталась современной хотя бы пять-десять лет, а в идеале и до конца своей работы. А если мы уже сейчас закладываем изначально заниженные требования, то через два- три года любая нефтяная компания может столкнуться с проблемами переоборудования АЗС и, как прямое следствие, с существенными дополнительными затратами, помноженными на сотни и тысячи АЗС. Еще один момент - неверный подход к созданию брэнда. Исключений из правил немного. Из российских компаний разве что "Лукойл" в настоящее время обращает внимание на единство внутренней концепции здания и магазина АЗС. "Фирменный " магазин сопутствующих товаров, кафе - все это является неотъемлемой частью современной АЗС и приносит ощутимую прибыль. До 30-40 процентов. Эти тенденции все отчетливее проявляется на российском рынке. Если мы посмотрим на другие станции - нет стандартизации и оптимизации. А это напрямую влияет на прибыль. При нормально организованной работе покупатель должен быть привязан к определенной марке. В России, за редким исключением этого нет. И это еще раз говорит о том, что на примере российского рынка мы имеем дело с экстенсивным этапом развития. Но ситуация будет меняться. Сегодня - самый главный тормоз в развитии отрасли - повсеместная ограниченность в финансовых средствах. А процесс инвестирования иногда напоминает мульфильм ,где из одной бараньей шкурки пытаются пошить много шапок. Но носить - то их нельзя... Подготовил Александр Головачев
Комментарии