Конфереция

Бензин будет стоить дороже

К концу мая цена литра бензина в среднем увеличиться на рубль. Так считают аналитики топливного рынка и к такому выводу можно прийти, сравнивая апрельские и майские отпускные цены НПЗ. С начала апреля оптовые цены на моторное топливо в среднем увеличились на 25%. Бензин одной из самых популярных марок АИ-92 с начала марта подорожал на 39,8%, АИ-76 - на 70%, ДТ - на 44% (данные Русского топливного агентства). Крупные НПЗ уже заявили о своем намерении к концу месяца существенно поднять отпускные цены. По данным Агентства нефтяной информации, отпускные цены НПЗ "ЮКОСа" на моторное топливо повысились на 13-29%, "Славнефти" - на 11-29%, ТНК - на 3-31%, "ЛУКОЙЛа" - на 5-9%. В частности, на петербургском оптовом рынке 1 апреля цена одной тонны бензина марки Аи-92 в среднем составляла 6 400 рублей за тонну, а 15 мая тонна 92-го стоила уже 8500 рублей. Не трудно посчитать, что у розничных операторов цена одного литра 92-го должна возрасти более чем на два рубля, тогда как фактический рост составил лишь 40-50 копеек за литр. Это не может не вызвать тревоги у рядового потребителя, на кармане которого в первую очередь отразиться ценовой скачок. Что касается операторов топливного рынка, то они прекрасно понимают, что потребительский спрос не безграничен и существует определенный ценовой предел, по достижению которого массовые владельцы автомобилей считают использование автомобиля нерентабельным. Для внутреннего рынка России критической аналитики считают цену на бензин АИ-92 в 30-35 центов. Ситуация тревожная и все же вряд ли стоит ее драматизировать. Рост розничных цен - это лишь отражение макроэкономических процессов, происходящих на мировом рынке и в топливной отрасли России, и его следовало ожидать. Более того, вполне можно просчитать последствия этого повышения. Благо такого опыта россиянам не занимать. Всем памятен "бензиновый кризис" трехлетней давности. Тогда в сходной ситуации с повышением цен как водится был найден "стрелочник". Виновниками этого посчитали топливные компании, а точнее их сговор. Кстати, дело о взыскании "незаконной прибыли" с петербургских топливных компаний в размере 9,8 млрд. рублей до сих пор не закрыто и в данный момент рассматривается европейским судом. Так, что же не устроило топливные компании Санкт-Петербурга в тогдашнем решении суда, кроме того, естественно, что с каждой из них были взысканы крупные денежные суммы? "Сегодня, как и три года назад мы категорически не согласны с позицией, когда в повышении цен на бензин обвиняют операторов топливного рынка и даже говорят о признаках сговора топливных компаний - говорит президент Петербургской Топливной Компании Вадим Глазков. Сравните апрельские и майские оптовые цены. Они выросли в среднем на 30%, тогда как розничные цены увеличились лишь на 7-10%. Так о каком же злом умысле топливников можно здесь говорить? Существует нормальная рыночная ситуация, когда вслед за повышением цен на сырье, следует повышение цен на продукт, который из него производиться. В данном случае на бензин. Причина некоторой временной задержки в росте розничных цен на топливо в том, что основные операторы топливного рынка Петербурга имеют некоторые запасы, приобретенные еще по старой цене, в то же время они приобретают бензин и по новым, более высоким ценам, а среднюю цену определяет рынок, конкурентная борьба. Но, так или иначе, рост розничных цен в конечном итоге сравняется с ростом цен оптовых. Думаю, это произойдет уже к концу мая". В чем же причина роста оптовых цен на топливо? Как будет развиваться ситуация с ценами на бензин и как это отразиться на среднестатическом россиянине? Причин несколько. Главная - изменение ситуации на мировых нефтяных рынках. На внутреннем рынке России эти "внешние" процессы привели к определенной диспропорции, когда с ноября (данные Госкомстата) цены на все виды товаров росли, рос курс доллара, шли инфляционные процессы, а цена на топливо падала. Сегодня, когда, по мнению Правительства, мировые цены на нефть "вышли на величины, заложенные в бюджете", Михаил Касьянов собрал представителей нефтяных компаний, с тем, чтобы решить вопрос о снятии ограничений на экспорт российской нефти. Экспорт нефти уже вырос на 20%, а после отмены ограничений вырастет еще. Кроме того, возрастет привлекательность внешнего рынка по сравнению с внутренним, и чтобы ее компенсировать, нефтяные компании будут поднимать внутренние цены. Это не может не отразиться на внутреннем рынке и естественно приведет к очередному росту розничных цен на бензин. Впрочем, это далеко не конец всей цепочки. После того, как цены на топливо повысятся, просто потому, что на внутреннем рынке его стало меньше, и изменилась его цена, произойдет усиление инфляционных процессов и общий рост цен, ведь в любом товаре "топливная составляющая" достигает 30-40%. "Есть опасность, что в складывающейся ситуации, в очередной раз обвинят топливников, - считает Вадим Глазков, - но мы в этом процессе играем далеко не первую роль. Растет экспорт, меняется ситуация на мировых рынках, о своей "доходной составляющей" заботятся нефтяные компании, бюджету нужно получать сверхнормативные доходы, - вот главные причины роста розничных цен на бензин, а отнюдь не то, что несколько топливных компаний договорились и взвинчивают цены". И все же, если повышение розничных цен на моторное топливо - процесс неизбежный, то в конечном итоге какого уровня он может достичь и чего ожидать рядовому потребителю? Аналитики топливного рынка говорят о том, что в лучшем случае рост цен на бензин до конца лета составит 20%. Единственным утешением для российских автомобилистов в складывающейся ситуации может служить то, что российские цены на бензин все же ниже цен мировых, в частности гораздо ниже цен уже сегодня установившихся у наших ближайших соседей - в странах СНГ. Александр Головачев
Комментарии