Конфереция

Проект закона "О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора)"

ПРОЕКТ Федеральный закон О защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора) (Проект вносится Правительством Российской Федерации) Настоящий Закон направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе проведения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственного контроля (надзора). Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, структурными подразделениями этих органов и их должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) законодательством Российской Федерации, (далее именуются - органы государственного контроля (надзора)) государственного контроля (надзора), устанавливает права и обязанности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), органов государственного контроля (надзора). Настоящий Федеральный закон не применяется к контрольным мероприятиям, не требующим взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и не возлагающим на них обязанностей предоставления информации и исполнения требований органов государственного контроля. 2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с проведением: - налогового контроля; - таможенного контроля (за исключением таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение); - лицензионного контроля; - контроля безопасности при использовании атомной энергии; - государственного карантинного фитосанитарного контроля за ввозом на территорию Российской Федерации и вывозом с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); - ветеринарному контролю, осуществляемому на пограничных ветеринарных пунктах; - а также к отношениям, возникающим при осуществлении в установленном законом порядке оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия. 3. Настоящим Федеральным законом устанавливаются: - порядок проведения и оформления контрольных мероприятий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными органами, наделенными полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее органы государственного контроля (надзора); - меры, принимаемые по результатам контрольных мероприятий; - дополнительные меры по защите прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в процессе осуществления государственного контроля (надзора) и ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение этих прав и интересов. 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 2. Порядок закрепления полномочий органов государственного контроля (надзора) 1. Полномочия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении контрольных мероприятий устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в нормативном правовом акте, закрепляющем правовой статус указанных органов. 2. В том случае, если полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены на структурное подразделение органа государственного контроля (надзора), то нормативный правовой акт, закрепляющий правовой статус структурного подразделения органа государственного контроля (надзора), принимается органом государственной власти, закрепившим правовой статус указанного органа государственного контроля (надзора). Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) Основными принципами защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора) являются: - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; - соблюдение законности; - осуществление государственного контроля (надзора) только государственными служащими либо должностными лицами государственных учреждений, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) законодательством Российской Федерации; - установление требований, обязательных для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении ими предпринимательской деятельности, федеральным законом или в установленным федеральным законом порядке; - открытость обязательных требований, соблюдение которых обеспечивается государственным контролем (надзором); - непрерывность одного контрольного (надзорного) мероприятия; - соответствие предмета контрольного (надзорного) мероприятия компетенции органа государственного контроля (надзора), соответствующего должностного лица; - презумпция невиновности юридического лица (индивидуального предпринимателя) и его добросовестности; - признание недействительными полностью или частично решений органов государственного контроля (надзора), выданных при осуществлении контрольных мероприятий (в частности, предписаний, решений о переводе на усиленный режим контроля), а также нормативных актов, не соответствующих законам или иным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридического лица (индивидуального предпринимателя); - возможность обжалования действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора), нарушающих установленные настоящим Федеральным законом, иными законами и правовыми актами порядок осуществления ими контрольных (надзорных) мероприятий; - недопустимость взимания платы с юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за проведение контрольных (надзорных) мероприятий органами государственного контроля (надзора) за исключением случаев возмещения расходов по проведению испытаний, измерений, экспертиз качества товаров (работ, услуг), в ходе которых обнаружены нарушения обязательных требований; - недопустимость получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, поступающих в бюджет в результате проведения контрольных мероприятий; - недопустимость снижения гарантий защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); - ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора). Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) К полномочиям Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) относятся: - разработка и реализация единой государственной политики при проведении государственного контроля (надзора) в Российской Федерации; - обеспечение защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении государственного контроля (надзора); - определение системы специально уполномоченных федеральных органов государственного контроля (надзора) и установление их компетенции; - организация осуществления государственного контроля (надзора); - координация деятельности органов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации; - установление прав и обязанностей органов государственного контроля (надзора), прав и обязанностей юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора), а также механизма реализации этих прав; - установление полномочий и сфер деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих государственный контроль (надзор); - установление общих принципов организации и деятельности органов государственного контроля (надзора) в субъектах Российской Федерации; - обеспечение исполнения международных обязательств Российской Федерации; - осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий. Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) К полномочиям субъектов Российской Федерации в области осуществления государственного контроля (надзора) относятся: - исполнение единой государственной политики и федерального законодательства по защите прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора); - организация осуществления государственного контроля (надзора) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; - координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора). Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области осуществления государственного контроля (надзора) Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями в области осуществления государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава 2. Защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий Статья 7. Режимы государственного контроля (надзора) 1. Органы государственного контроля (надзора) вправе проводить контрольные мероприятия в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) не более одного раза в два года за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 настоящей статьи. 2. При обнаружении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подлежит внеочередному контролю, предметом которого является исполнение предписания об устранении выявленных нарушений, в технологически обоснованный срок. Если будет установлен факт неисполнения предписания, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) переводится под усиленный режим государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение внеплановых контрольных мероприятий. 3. Перевод на усиленный режим государственного контроля (надзора) производится на срок 6 месяцев на основании решения органа государственного контроля (надзора). Указанное решение вручается заинтересованному юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю). Если органы государственного контроля (надзора) не выявили нарушений обязательных требований в ходе проведения внеплановых контрольных мероприятий, усиленный режим государственного контроля (надзора) подлежит прекращению по истечению указанного срока. Продление усиленного режима контроля допускается только в случае выявления нарушений и производится на срок до 6 месяцев. 4. Внеочередные контрольные мероприятия могут проводиться в случае обнаружения нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований при осуществлении им предпринимательской деятельности, которые повлекли или могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу неопределенного круга лиц. Контрольные (надзорные) мероприятия в этом случае могут проводиться по мотивированному решению органа государственного контроля (надзора) также в отношении иных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), использующих соответствующие однородные товары и/или объекты на определенной территории. 5. Внеочередные контрольные мероприятия могут также проводиться по письменным (а в случаях, требующих немедленного реагирования и устным) заявлениям юридических или физических лиц (в том числе самих нарушителей), публикациям в средствах массовой информации о нарушении юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) их прав и законных интересов, а также при наличии иной документированной информации и (или) вещественных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения. Заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. 6. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) - члены организации саморегулирования, созданной в соответствии с законодательством об организациях саморегулирования, и солидарно несущие субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, переводятся на облегченный режим государственного контроля (надзора), предусматривающий выборочный государственный контроль (надзор) в отношении членов организации саморегулирования в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Облегченный режим государственного контроля (надзора) действует только в сферах, совпадающих со сферой деятельности организации саморегулирования. Выборочный контроль (надзор) проводится не чаще одного раза в два года и охватывает не более десяти процентов членов организации саморегулирования. 7. Перевод на облегченный режим государственного контроля (надзора) осуществляется органом государственного контроля (надзора) по обращению организации саморегулирования и на основании документов, подтверждающих членство в организации саморегулирования, а также документов, подтверждающих солидарную субсидиарную ответственность членов организации саморегулирования за ущерб, причиненный ее членами вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования. Основаниями к отказу в переводе на облегченный режим государственного контроля (надзора) может быть нахождение одного или нескольких членов саморегулируемой организации в момент обращения на усиленном режиме государственного контроля (надзора), неисполнение в установленный срок предписаний органа государственного контроля (надзора). Отказ допускается на основании решения органа государственного контроля (надзора), который может быть обжалован в установленном порядке юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого вынесено, и (или) саморегулируемой организацией. В случае выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований при проведении выборочного контроля (надзора), орган государственного контроля (надзора) обязан сообщить о выявленных нарушениях саморегулируемой организации. Если нарушения обнаружены в более чем 20% от числа членов, установленного пунктом 6 настоящей статьи, орган государственного контроля (надзора) осуществляют внеочередные контрольные (надзорные) мероприятия в отношении других членов саморегулируемой организации. При выявлении в процессе выборочного контроля (надзора) нарушений обязательных требований не менее чем в 20% членов, орган государственного контроля (надзора) отменяет облегченный режим государственного контроля (надзора) в отношении всех членов саморегулируемой организации. 8. Решение органа государственного контроля (надзора) о переводе юридического лица (индивидуального предпринимателя) на усиленный режим государственного контроля (надзора). Об отказе в переводе на льготный режим или отмене облегченного режима государственного контроля (надзора) должно содержать сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для изменения режима контроля (надзора) и указание на обязательные требования, нарушенные юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) при осуществлении им предпринимательской деятельности. Статья 8. Ограничения при осуществлении государственного контроля (надзора) в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и потребителей 1. Орган государственного контроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий не вправе требовать представления документов, не относящихся к предмету контроля и не являющиеся объектом контрольного мероприятия. 2. Органы государственного контроля при проведении государственного контроля (надзора) вправе отбирать образцы (пробы), относящиеся к предмету контроля (надзора) и в количестве минимально необходимом для проведения контрольного мероприятия. 3. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица не вправе распространять информацию, составляющую государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной в результате проведения контрольного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренным федеральным законом. Статья 9. Права юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при проведении контрольных мероприятий 1. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) при проведении органом государственного контроля (надзора) контрольных мероприятий имеет право: - получать информацию, представление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации; - присутствовать при проведении контрольных мероприятий; - давать объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе проведения контрольного мероприятия; - обжаловать действия органа государственного контроля (надзора), а также лиц, проводящих контрольные мероприятия. 2. Механизм реализации указанных прав устанавливается настоящим Законом и иными федеральными законами. Статья 10. Право на информацию 1. Орган государственного контроля (надзора) обязан предоставить юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) информацию: - об основаниях проведения контрольного мероприятия; - о полномочиях лиц, которым поручено проведение контрольного мероприятия; - о предмете контрольного мероприятия. 2. Указанная в п.1 информация должна быть доведена до сведения юридического лица (индивидуального предпринимателя) до начала контрольного мероприятия, за исключением контрольных мероприятий, проводимых в форме визуального наблюдения и контрольной покупки. Статья 11. Право присутствовать при проведении контрольного мероприятия 1. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе присутствовать при проведении контрольного мероприятия. 2. Орган государственного контроля (надзора) не вправе препятствовать представителям организаций (объединений), осуществляющим представительство и защиту прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и потребителей присутствовать при проведении контрольных мероприятий. Статья 12. Порядок проведения контрольных мероприятий 1. Контрольные мероприятия могут осуществляться способами: - профилактического наблюдения; - анализа документов; - контрольной покупки (замера, завеса); - отбора образцов (проб); - измерения; - испытания; - экспертизы; - расследования; - обследования. 2. Орган государственного контроля (надзора), принявший решение о проведении контрольного мероприятия обязан издать ненормативный правовой акт, в котором указывается: - номер и дата издания акта; - наименование органа, издавшего акт; - ссылка на правовые основания проведения контрольного мероприятия; - цели и предмет проведения контрольного мероприятия; - фамилия, имя, отчество лица (лиц) уполномоченных на проведение контрольного мероприятия; - наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя); - дата начала контрольного мероприятия. Документ должен быть удостоверен печатью органа государственного контроля (надзора) его издавшего. Подлинник акта, либо его заверенная копия предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю). К проведению контрольного мероприятия могут быть допущены только те лица, которые указаны в акте. 3. Орган государственного контроля (надзора) вправе требовать представления документов, относящихся к предмету контрольного мероприятия. Лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия, должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинниками указанных документов и предоставлено право произвести копирование документов. При отсутствии технической возможности произвести копирование документов в месте нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя) орган государственного контроля (надзора) вправе изъять документы, на срок не более 3 рабочих дней, для копирования. Перечень скопированных (изъятых для копирования) документов, указывается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия. 4. Порядок проведения отдельных контрольных мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации, если такой порядок не установлен федеральными законами. Статья 13. Порядок оформления контрольных мероприятий 1. Результаты контрольного мероприятия оформляются справкой или актом установленной формы. Справкой оформляется контрольное мероприятие, в ходе которого не выявлено нарушений законодательства. Акт составляется при выявлении нарушений. Справка (акт) составляется в двух экземплярах и является документом строгой отчетности для органа государственного контроля (надзора). Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а также иные лица, присутствовавшие при проведении контрольного мероприятия, обязаны расписаться в справке (акте) об ознакомлении с результатами контрольного мероприятия. При несогласии с результатами контрольного мероприятия, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе сделать соответствующую запись. В справке (акте) указываются: наименование контролирующего органа; наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя); дата, время и место проведения контрольного мероприятия; фамилия, имя, отчество, номер служебного удостоверения и должность лица, составившего документ; дата выдачи, регистрационный номер и вид документа, являющегося основанием для проведения проверки; сведения о результатах проверки, обнаруженных в ее ходе обстоятельствах, в случае выявленных нарушений, их характере и предписания по устранению нарушений и срок устранения нарушений. В случае если для окончания контрольного мероприятия необходимо осуществление дополнительных мероприятий (анализ документов, экспертиза товаров (работ, услуг), исследование проб), в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия, дополнительно указывается: перечень отобранных для проведения исследований товаров (работ, услуг), перечень документов, скопированных и (или) изъятых для копирования и т.д.). 2. Учет проводимых органами государственного контроля (надзора) контрольных мероприятий, производится путем внесения записей в журнал учета контрольных мероприятий. Журнал учета контрольных мероприятий - документ, в котором производится регистрация контрольных мероприятий, проводимых органами государственного контроля (надзора). При регистрации указывается наименование органа государственного контроля (надзора), а также основание и предмет контрольного мероприятия. Журнал учета контрольных мероприятий должен быть прошит и скреплен печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя). При отсутствии журнала учета контрольных мероприятий в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись. Не внесение такой записи в акт лишает орган государственного контроля (надзора) права ссылаться на отсутствие журнала учета контрольных мероприятий. 3. Один экземпляр справки (акта) вручается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), либо его представителю под расписку, либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру справки (акта), остающейся в делах органа государственного контроля (надзора). 4. В случае выявления административного правонарушения помимо акта, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, составляется протокол об административном правонарушении, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. 5. Результаты контрольного мероприятия, содержащие сведения, содержащие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных нормативными правовыми актами о защите государственной тайны. Статья 14. Меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий 1. При обнаружении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) законодательства, органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в пределах своих полномочий вправе: - направить (предъявить) предписание об устранении нарушений и установить срок его исполнения; - приостановить (полностью или частично) производственную деятельность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), эксплуатацию помещений или оборудования до устранения допущенных нарушений. Полное приостановление производственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатации помещений или оборудования возможно лишь в случае, если опасность причинения вреда невозможно предотвратить путем частичного приостановления деятельности; - принять меры к привлечению в установленном порядке юридического лица (индивидуального предпринимателя) и (или) его должностных лиц к административной ответственности; - обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с требованием о приостановлении деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), препятствующего проведению государственного контроля (надзора); - приостановить реализацию товаров (работ, услуг); - потребовать отзыва товара из оборота и от потребителей, либо возбудить процедуру принудительного отзыва товаров; - направить в правоохранительные органы материалы о нарушении законодательства Российской Федерации для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности к уголовной ответственности или самостоятельно осуществить процессуальные действия, в пределах своей компетенции. 2. Если в ходе контрольного мероприятия будет установлено, что товар (работа, услуга) могут причинить вред жизни, здоровью или имуществу граждан, орган государственного контроля (надзора) не вправе скрывать информацию об опасном товаре (работе, услуге) и способах предотвращения возможного вреда от потребителей, а также обязан принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации) товара и возбуждения в установленном порядке процедуры отзыва товаров (работ, услуг) с рынка. Информация о выявленных в ходе контроля товарах (работах, услугах), опасных для жизни, здоровья и окружающей среды, подлежит опубликованию в средствах массовой информации правонарушителем за его счет на основании решения (предписания, постановления и другого ненормативного акта) органа государственного контроля (надзора). Глава 3. Государственная и общественная защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) Статья 15. Защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора) 1. Защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), нарушенных органами государственного контроля (надзора) при проведении контрольного мероприятия, осуществляется в судебном порядке и в административном порядке. 2. Заявления об обжаловании неправомерных действий органов государственного контроля (надзора) и (или) должностных лиц этих органов, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности, подлежат рассмотрению в семидневный срок. Иные заявления рассматриваются в установленные законодательством Российской Федерации сроки. 3. Орган государственного контроля (надзора), в отношении которого по заявлению юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) начато производство по делу, обязан доказать правомерность своих действий. 4. При возникновении спора о факте проведения контрольного мероприятия орган государственного контроля (надзора) обязан доказать, что сведения, содержащиеся в журнале учета контрольных мероприятий, не соответствуют действительности. 5. При установлении в результате обжалования неправомерных действий органов государственного контроля (надзора) и (или) их должностными лицами нарушений законодательства Российской Федерации при проведении государственного контроля (надзора), лица, виновные в совершении нарушений должны быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке, а решения (акты), принятые в ходе контрольных мероприятий признаются недействительными полностью или частично. Статья 16. Общественная защита прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при осуществлении государственного контроля (надзора) Организации (объединения), осуществляющие представительство и защиту прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), вправе: - присутствовать по просьбе юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при оформлении результатов контрольных мероприятий; - указывать в справке (акте), составляемом по результатам контрольного мероприятия, обо всех нарушениях, допущенных органами государственного контроля (надзора); - направлять в органы государственной власти, в том числе в правоохранительные органы, материалы по фактам нарушений прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); - обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлением об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и (или) их должностных лиц, нарушающих права юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Статья 17. Ответственность органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) 1. Органы государственного контроля (надзора), а также должностные лица указанных органов в случае совершения противоправных действий, в том числе превышения компетенции (должностных полномочий), а также в случае противоправного бездействия несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о государственном контроле (надзоре), органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), права и законные интересы которого нарушены. 2. Основанием для привлечения органа государственного контроля (надзора) и (или) их должностных лиц к ответственности, в том числе является: - совершение органом государственного контроля (надзора) и (или) должностным лицом указанного органа действий, которые отнесены к полномочиям другого органа государственного контроля (надзора) и (или) должностного лица; - совершение органом государственного контроля (надзора) должностным лицом указанного органа действий, ущемляющих права и законные интересы юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), при отсутствии оснований, предусмотренных настоящим Законом; 3. Существенным нарушением прав и законных интересов юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) во всяком случае признается: - незаконное приостановление (полное или частичное) деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) на срок, более двух суток; - причинение юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) убытков в размере, превышающем: для юридических лиц - 200 МРОТ, для индивидуальных предпринимателей - 50 МРОТ. 4. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) нарушением законодательства Российской Федерации учитываются расходы юридического лица (индивидуального предпринимателя) относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и (или) на финансовые результаты деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), затраты, которые юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), чье право нарушено, произвело или должно будет произвести на получение юридической или иной профессиональной помощи (экспертиза товаров, документов и т.п.), а также упущенная выгода. При определении размеров упущенной выгоды в расчет принимается средний размер дохода юридического лица (индивидуального предпринимателя), чье право нарушено, за предыдущие три месяца. Юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель имеет право представлять доказательства, обосновывающие иной, более высокий, размер причиненного ему вреда. Статья 18. Ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и граждан за нарушение законодательства о государственном контроле (надзоре) Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) необоснованно препятствующее проведению контрольных мероприятий может быть привлечено к ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане, в том числе работники юридического лица (индивидуального предпринимателя) в отношении которого проводится контрольное мероприятие, необоснованно препятствующие проведению контрольных мероприятий могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Неисполнение в установленный срок предписания органов государственного контроля (надзора) об устранении нарушений является основанием для привлечения к административной ответственности. Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Закона 1. Нормативные правовые акты, принятые до вступления настоящего Федерального закона в силу, действуют в части ему не противоречащей. 2. Предложить Президенту Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 3. Поручить Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Комментарии