Конфереция

В ПЕТЕРБУРГЕ ИДЕТ БИТВА НЕФТЯНЫХ ОЛИГАРХОВ

ЕЕ результатом может стать резкое повышение цен на бензин. Осенью 2001 года на топливном рынке Петербурга появились новые операторы - крупнейшие нефтяные компании страны. На этот раз речь идет не о декларациях и не о рекламных акциях. "Смена" Прежде всего "Славнефти", ЛУКОЙЛа и Тюменской нефтяной компании. Сейчас на питерской топливной арене представлены разношерстные игроки - и крупные компании с розничной сетью до сотни АЗС, и мелкие фирмы, эксплуатирующие одну-две бензоколонки. Проще сказать, кого на городском рынке нет -самого города. И питерский автомобилист остается один на один с капризной рыночной судьбой. К началу 2001 года крупнейшие федеральные НК эксплуатировали в Петербурге лишь небольшие сети: ЛУКОЙЛ - 4 станции, "Башнефть" - 4, "Сургутнефтегаз" - 5, "Славнефть" - 1. Руководители этих компаний не раз анонсировали постройку сотен АЗС и обещали залить город бензином, однако дальше слов дело не шло. Положение изменилось лишь в конце 2001 года. Размочила тему "Славнефть". Напор "Славнефти" Государственная нефтегазовая компания склонила трех местных операторов к договорам франчайзинга. Розничная сеть "Славнефти" возросла с 1 до 19 автозаправок. И практически сразу возникли проблемы: налоговые инстанции обнаружили нарушения в деятельности фирм-франчшизов. Представители "Славнефти" обвинили петербургских конкурентов в попытках блокировать доступ на местный рынок. Но скандал быстро утих. Наблюдатели, однако, вспомнили об осеннем эпизоде в питерской работе "Славнефти". Тогда более 300 автовладельцев, заправившихся на ее АЗС, были вынуждены обратиться в ремонт. В потребительские комиссии поступили десятки жалоб. Проблема оказалась настолько серьезной, что вмешаться в ситуацию пришлось руководству "Славнефти". Как и следовало ожидать, прозвучало заявление о "происках конкурентов" - якобы в топливо при железнодорожной транспортировке некие злоумышленники добавили соответствующие примеси. Впрочем, и этот скандал удалось быстро замять. Скандалы потрясают "Балт-Трейд" Скандал вокруг "Славнефти" совпал с другой коллизией на питерском топливном рынке. В середине августа скоропостижно скончался Виталий Рюзин, председатель совета директоров Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) - второго по значимости топливного оператора в Северо-Западном регионе, владеющего 38 автозаправочными станциями. Буквально в тот же день один из главных акционеров БФПГ - Сергей Иванов (ему принадлежит 57 процентов акций дочерней компании "Балт-Трейд") анонсировал продажу своего пакета. Разразился острый конфликт с массой взаимных обвинений и судебных разбирательств. 15 февраля из-под контроля БФПГ вышло ОАО "Балт-Трейд". Внеочередное собрание акционеров, проведенное по инициативе Иванова, сменило генерального директора и расторгло договор аренды с одноименной торгово-инвестиционной компанией, остающейся в структуре БФПГ. Атаку ведет ЛУКОЙЛ Тем временем начал разворачиваться ЛУКОЙЛ. Во время своего визита в Петербург вице-президент компании Вагит Шарифов заявил о намерении расширить розничную сеть на Северо-Западе до 35 - 37, станций (в настоящее время у ЛУКОЙЛа в регионе только три действующих АЗС). 10 заправок ЛУКОЙЛ собирается купить у местных операторов, которых г-н Шарифов опять-таки не стал называть. В ближайшую же пятилетку компания собирается построить в Петербурге и Ленобласти 150 АЗС. Ровно столько, сколько, по мнению губернатора Яковлева, не хватает нашему городу. Обещания ЛУКОЙЛа звучали и раньше. Но на этот раз нефтяники настроились решительно.Об этом свидетельствует и мощная рекламная кампания к 10-летнему юбилею фирмы. Эфир трещал от красочных роликов, транслировались поздравления государственных руководителей и крупнейших бизнесменов, был даже снят специальный представительский фильм. Основной рекламный напор пришелся именно на"Петербург. Вряд ли президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов стал бы тратить такие средства ради повышения товарооборота трех бензоколонок. Эти шаги сопровождались важными неофициальными заявлениями. Между делом г-н Алекперов обмолвился, что после приобретения розничной сети, достаточной для влияния на рынок (десятка два АЗС составят 10 процентов), ЛУКОЙЛ начнет крутую демпинговую игру. В ценовой демпинг будет вложено около 5 миллионов долларов. Для разорения большинства топливных операторов Петербурга этого вполне достаточно - ведь рентабельность нефтебизнеса по технологической цепочке от НПЗ до АЗС не превышает 10 процентов (если, конечно, соблюдать стандарты качества и платить налоги). Дальше питерские фирмы можно скупать за бесценок. Ту же тактику избрала "Славнефть". Скоро год, как ее цены держатся ниже среднерыночных. Потери компенсируются за счет реализации некондиционного бензина, слегка "подкорректированного" с помощью присадок. Результатом стал вышеупомянутый скандал с питерскими автомобилистами. "Переводить стрелки" было не на кого, поскольку петербургское подразделение "Славнефти" должно получать топливо с Ярославского НПЗ (одна из дочерних структур), хранить на собственной нефтебазе и реализовывать через свои АЗС. Тогда-то и пришлось срочно изобретать "железнодорожных диверсантов" - за транспортную составляющую "Славнефть" не отвечает. До Тюмени рукой подать Появились на невских берегах и представители Тюменской нефтяной компании, тоже принадлежащей к "первой четверке" российских НК. Эксперты нефтяного рынка отмечают высокий профессионализм менеджеров ТНК, большие амбиции компании и очень серьезную службу безопасности. Все это в полной мере испытали на себе многие некогда самостоятельные фирмы, деловые связи которых обернулись полным поглощением бизнеса "нефтяной воронкой" ТНК. Менеджмент ТНК явно заинтересовался петербургским топливным рынком. И хотя сейчас ТНК не имеет в городе ни одной автозаправки, ее шанс завладеть почти 20-процентным пакетом акций "Славнефти" считается очень высоким (55,27 процента принадлежит Российскому фонду федерального имущества, 10,8 процента - Мингосимущества Белоруссии, 12,6 процента уже под контролем ТНК). При этом следует учесть принадлежность ТНК к группе "Альфа" с ее сильными лоббистскими возможностями в правительстве России. Если эти планы будут реализованы, АЗС "Славнефти" перейдут к тюменцам. И наверняка они на этом не остановятся. Кого выталкивают Попыток захватить питерский рынок не видно лишь со стороны ЮКОСа, "Татнефти" и "Сургутнефтегаза". КЖОС широко представлен в сфере оптовой реализации и контролирует несколько автозаправок вместе с БФПГ. Однако за несколько лет работы в Петербурге компания так и не попыталась серьезно развиться в нашем регионе. Активность ЮКОСа на Северо-Западе ограничилась переговорами с БФПГ и совместным строительством трех АЗС (после чего партнеры фактически расстались). "Татнефть" представлена через банк "Зенит" и взаимодействует с той же БФПГ, бесконечно кредитуя "балтов". Большинство станций БФПГ заложено под кредиты именно в "Зените", погашение кредитов более чем сомнительно. Однако, несмотря на неплохие перспективы, экспансии на городском рынке "Татнефть" не осуществляет. Наиболее удивительна позиция президента НК "Сургутнефтегаз". Владимир Богданов - человек прагматичный, спокойный и расчетливый. Известно, что в свое время он отказался от предложения президента России возглавить кабинет министров, предпочитая правительственной власти и интригам свое дело и профессиональную стезю. В собственности Богданова Киришский нефтеперерабатывающий завод, крупнейшее предприятие "Леннефтепродукт", почти три десятка нефтебаз и сеть АЭС в Ленобласти. "Сургутнефтегаз" - экспортоориентированная компания, реализующая свою продукцию в основном на внешних рынках. Важнейшую роль в этом играет Киришский нефтеперерабатывающий завод (КНОС) на Северо-Западе, через который идет почти треть всех экспортных потоков России. Владение КНОСом позволяет "Сургутнефтегазу" перерабатывать нефть и транспортировать нефтепродукты через границу, находящуюся в сотне километров от завода. Столь выгодное положение позволяет молниеносно реагировать на конъюнктуру мировых цен, экономить на тарифах (внутрироссийские тарифы на провоз или прокачку нефтепродуктов значительно отличаются от экспортных), оперативно использовать провозной потенциал региона - терминалы, железные дороги и т.д. Как воевать будем? Ситуация в Петербурге развивается для Богданова угрожающе. Конкуренты уже выкатили пробный шар. Недавно ЛУКОЙЛ установил монопольный контроль над Тимано-Печорской нефтеносной провинцией с ее запасами в 700 миллионов тонн. Здесь же имела свои скважины БФПГ. Летом 2001 года ее руководство объявило о продаже месторождений, особо при этом отметив, что покупателем будет не ЛУКОЙЛ (выбор мотивировался таинственными "этическими соображениями"). Одновременно компания Вагита Алекперова начала активное лоббирование проекта "Северные ворота -строительство нефтеналивного терминала в Варандее мощностью 30 миллионов тонн в год с последующей транспортировкой нефти танкерами. ЛУКОЙЛ уже имеет десять танкеров ледового класса, дополнительные заказы на подобные суда компания разместила в Северодвинске, Петербурге и Германии. В рамках "Северных ворот" Алекперов добивался передачи ЛУКОЙЛу нефтебазы Северного флота в Мохнаткиной Пахте, где запланировал постройку нефтеперерабатывающего завода. Тем самым создавалась разветвленная инфраструктура экспортной нефтеперевалки - через Вентспилс, с портом которого ЛУКОЙЛ работает давно. Однако правительство России предпочло другой проект - Балтийскую,, трубопроводную систему. ЛУКОЙЛ активно ему сопротивлялся, поскольку БТС напрямую конкурировала с "Северными воротами". После безуспешных "попыток заморозить проект ЛУКОЙЛ решил поддержать БТС, но потребовал за это блокирующий пакет акций. Есть и еще одна тонкость. Балтийская трубопроводная система подразумевает использование существующего трубопровода до Киришского НПЗ и постройку нового - до порта в Приморске с последующей транспортировкой танкерами. Транзит нефти через Кириши резко ограничивает поставки "Сургутнефтегаза" до КНОСа. Если завод будет отсечен от трубы, он неизбежно "обсохнет". Блокирующий пакет ЛУКОЙЛа именно на это и рассчитан. При таком повороте "Сургутнефтегаз" потеряет значительную часть экспортной выручки. Но приход конкурентов на топливный рынок Петербурга грозит Владимиру Богданову и более серьезными последствиями. В частности, неизбежно рухнет хрупкий баланс на нефтяных терминалах Петербургского морского порта. Внутренний и внешний нефтерынки теперь в равной мере значимы для российских нефтяных компаний - с 1999 года цены стали сопоставимы. Укрепившись на внутреннем рынке, ЛУКОЙЛ вряд ли откажется от развития экспортного направления. Перевалочная инфраструктура Северо-Запада будет у него, что называется, под боком. В этой ситуации по компании Богданова может быть нанесен решающий удар - если на КНОСе нет нефти, нет структуры для экспорта, зачем тогда завод? Схема полностью аналогична той, что подготовлена для розничного рынка: вхождение, закрепление, демпинг, поглощение. Однако справедливости ради стоит сказать, что это - планы многих лет. Кому отольются слезы олигархов "Битва нефтяных олигархов" не пройдет незамеченной для питерского автомобилиста и вообще для любого петербуржца. Киришский нефтеперерабатывающий завод поставляет городу около 60 процентов потребляемых нефтепродуктов. Отсутствие сырья на КНОСе вынудит завозить топливо из других регионов. Побочным эффектом станет неминуемое повышение цен. Сейчас цена на киришское топливо не позволяет другим нефтяным компаниям взвинчивать стоимость своих поставок. Петербург сегодня занимает в России пятое от конца место по уровню цен (в данном случае "низкий рейтинг" может только радовать). Наши розничные цены отличаются от иногородних в среднем рубля на полтора. С одной стороны, это может свидетельствовать о высокой рыночной конкуренции - не случайно "Славнефть" вынуждена прибегать к демпингу. Но с другой - нефтяные компании сворачивают поставки в регион из-за недостаточной рентабельности. Кончиться это может плачевно. Раздел петербургского топливного рынка между несколькими демпингующими поставщиками сделает город непривлекательным для других нефтяных компаний. "Сургутнефтегаз" не станет снижать отпускные цены на КНОСе и откажется закрывать рынок в одиночку. Усилится зависимость от узкого круга поставщиков. Далее, та же "Славнефть" не справится с обеспечением всего рынка по сниженным ценам. Возникнет дефицит нефтепродуктов, который аукнется резким ростом цен. К топливному рынку Петербурга очевидно тяготеют минимум три федеральные компании - "Славнефть", ЛУКОЙЛ и ТНК. В совокупности они способны обеспечить рынок достаточным количеством нефтепродуктов. Но уже ясно, что завоевывать рынок они собираются методами демпинга и скупки топливных операторов, подталкиваемых ими к банкротству. Что же лучше для Петербурга? Однозначного вывода, пожалуй, не сделать. Две-три крупные компании могут стабилизировать рынок, поскольку топливо у них есть всегда. Но малейшее повышение мировых цен развернет их на массированный экспорт и гарантирует внутреннему рынку лихорадку и дефицит. Не говоря о том, что раздел рынка между магнатами предоставит им карт-бланш на установление цен. Региональные топливные компании, как правило, обслуживают только внутренний рынок. Поэтому при дефиците топлива они сделают все, чтобы найти нефтепродукты и не потерять свой бизнес. От этого город несомненно выигрывает. Зато своих нефтепродуктов у этих компаний нет. Идеальных решений искать не приходится. Найти бы оптимальное.
Комментарии