Конфереция

ТОПЛИВНЫМ ОПЕРАТОРАМ НА БЕНЗИН ПОКА ХВАТАЕТ

Бум строительства автозаправочных станций (АЗС) в Петербурге создает впечатление высокой рентабельности розничной торговли топливом. Однако менеджеры крупных петербургских компаний - топливных операторов отмечают снижение нормы прибыли в результате серьезной конкуренции на рынке. Работать стало сложнее, а срок окупаемости инвестиций при строительстве новых АЗС достигает пяти лет. В июле правительство города приняло постановление "О схеме размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге". В перечне строящихся станций - 33 АЗС (преимущественно в спальных районах). А в перечень участков для строительства, подлежащих реализации на инвестиционных условиях, включен 171 адрес. С начала года Инвестиционно-тендерная комиссия согласовала более 20 проектов распоряжений о строительстве АЗС, причем некоторые компании согласовывали не отдельные адреса, а сразу списки. Однако, как считает Светлана Снигирь, генеральный директор коммерческой информационно-аналитической службы (КИС) "Купол", в правительстве Петербурга нет единого продуманного плана строительства АЗС с учетом городской инфраструктуры и интересов участников рынка. В результате анализа предлагаемых пятен застройки в некоторых районах города, Светлана Снигирь сомневается, что разработчиками проводились исследования рынка с точки зрения потребления топлива в каждом конкретном месте. Реально в Петербурге еще можно построить 30 - 40 АЗС. Европейские стандарты Петербургу не подходят В последний год ситуацию с развитием топливного бизнеса в Петербурге эксперты характеризуют как стабильную. Однако по сравнению с докризисным уровнем рентабельность бизнеса заметно снизилась. По мнению Владимира Дворянчикова, генерального директора ЗАО "Балтийская финансово-промышленная группа" (БФПГ), во многих районах количество АЗС уже удовлетворяет потребностям города. Их не хватает прежде всего в центре, но там и свободных пятен для застройки существенно меньше, чем в спальных районах. Тем не менее специалисты отмечают, что по насыщенности АЗС сравнивать Петербург с европейскими городами некорректно. В Финляндии, например, количество АЗС на единицу площади значительно больше. На одну станцию приходится в несколько раз меньше автомобилей, чем в Петербурге, но АЗС себя окупает. По данным КИС Купол, наибольший объем прокачки в Петербурге имеет бензин Аи-92. С учетом прокачиваемости торговля им является для операторов наиболее выгодной. Но с точки зрения рентабельности маржа с продажи Аи-92 все же меньше, чем с реализации 95-го бензина. Как считает Андрей Григоровский, генеральный директор ООО "Фаэтон", для Европы суточная прокачка топлива в объеме 7-10 тыс. литров считается неплохой, а петербургская станция становится малорентабельной, если суточная прокачка топлива составляет менее 15 тыс. литров. Кроме того, при сравнении необходимо учитывать заметно отличающиеся проценты по кредиту в России и европейских странах, а значит, и разные сроки окупаемости проектов. Поэтому при нынешней экономической ситуации вряд ли в Петербурге будет построено такое же количество АЭС на единицу площади, как в Европе. Появление новых станций можно ожидать прежде всего в связи со строительством кольцевой автомобильной дороги. Кстати, по европейским стандартам на каждые 20 км трассы такого уровня должна быть одна АЗС. Строительство АЗС не всем по карману Стоимость строительства современной АЗС в Петербурге с учетом инвестиций на развитие городской инфраструктуры составляет не менее 1,5 млн. Окупаемость проектов - в среднем четыре-пять лет. Срок строительства новой АЗС "под ключ" - два-три месяца, а согласование необходимых документов может растянуться на полгода. По мнению Андрея Михеева, заместителя генерального директора ЗАО "Петербургская топливная компания", затраты зависят от конкретного места и площади участка (его стоимость определяется Инвестиционно-тендерной комиссией), проекта автозаправочного комплекса, выбора подрядчика. Подобные расходы с учетом довольно длительной окупаемости по силам только крупным компаниям. Поэтому небольшие операторы либо постепенно поглощаются, либо начинают работать на условиях франчайзинга. Кстати, реконструкция старых станций (в том числе контейнерных), как правило, обходится новым хозяевам дешевле, чем сооружение "с нуля". Финский опыт приживается медленно Как сообщил Арво Руотсалайнен, директор розничных продаж ООО "Несте Санкт-Петербург", инвестиции в строительство АЗС в Петербурге (включая инвестиции в развитие городской инфраструктуры) в полтора-два раза выше, чем в Финляндии. По его словам, срок окупаемости АЗС здесь у компании составляет семь-десять лет. Однако с учетом числа автомобилей в городе Арво Руотсалайнен считает развитие топливного бизнеса выгодным. Конкретные цифры затрат на сооружение АЗС в компании не называют, но известно, что они выше, чем у других операторов. Независимые эксперты объясняют это тем, что "Несте Санкт-Петербург" при строительстве придерживается финских норм, использует высококачественные дорогостоящие материалы и оборудование, что приводит к увеличению стоимости проектов. Компания стала первым топливным оператором в городе, которая ввела в эксплуатацию автоматическую АЗС А24 (см. "Деловая Панорама", ь23/2001). Стоимость ее строительства составляет примерно 40% от стоимости обычной станции. Это объясняется тем, что автоматическая станция занимает меньшую площадь, на ней отсутствуют характерные для Neste магазин типа Quick Shop и бесщеточная автомойка (правда, дополнительные затраты необходимы на оборудование системы безопасности). Пилотный проект А24 обошелся дороже средней стоимости аналогичных АЗС, однако до конца года "Несте Санкт-Петербург" собирается ввести в эксплуатацию еще две автоматические станции. Вероятно, одна из причин строительства именно таких АЗС связана с меньшими накладными расходами. Кстати, но этим же причинам стоимость бензина на А24 ниже примерно на 30 копеек за 1 литр, 4CMJ на других станциях Neste (но все же выше средних цен по Петербургу). Городской рынок поделен Губернатор Петербурга Владимир Яковлев неоднократно заявлял, что на городском топливном рынке не должно быть монополистов. Конкуренция важна для повышений качества обслуживания автомобилистов и исключения перебоев с поставками бензина. По оценкам экспертов КИС Купол, ведущие операторы розничной торговли топливом в Петербурге: ПТК - примерно 20% рынка, Neste и "Балт-Трейд", входящая в состав БФПГ, - по 14%, "Фаэтон" - приблизительно 13%. Сети АЗС других местных операторов уступают лидерам, и соответственно их доли на рынке меньше. В Петербурге представлены также несколько крупных нефтяных компании, например, "ЛУКОЙЛ" и "Сур-гутнефтегаз" (через компанию "Киришиавтосервис"). Но для них прежде всего важно "засветить" свой брэнд, а основным бизнесом является добыча, переработка и оптовая продажа нефти и нефтепродуктов. Год назад на петербургский рынок вышла российско-белорусская нефтегазовая компания (НГК) "Славнефть". Тогда менеджеры компании объявили о своем намерении построить в Петербурге в этом году 30 собственных АЗС и еще 30 - по договорам франчайзинга и в будущем контролировать 20% рынка нефтепродуктов. Андрей Шторх, вице-президент ОАО "НГК "Славнефть", считает, что в Петербурге высокая окупаемость вложений в сооружение АЗС - два-три года. В рамках франчайзин-iоных соглашений компания активно сотрудничает, например, с ООО "Линос" и ЗАО "Баррель", поставляя им топливо и реконструируя станции. Затем эти АЗС начинают работать под флагом "Славнефти". Пока реальные цифры оказались скромнее: у компании одна собственная АЗС и 29 франчайзинговых (из них 17 принадлежит компании "Линос", 5 - "Баррелю"). Выделены участки на строительство еще 15 АЗС, из них на пяти уже идут работы. Станции предполагается ввести до конца года. АЛЕКСАНДР ЗАВОДОВ
Комментарии