Конфереция

Минэкономразвития обнулит пошлины на ввоз в Россию оборудования для НПЗ

В ближайшее время Минэкономразвития рассмотрит вопрос об обнулении импортных пошлин на технологическое оборудование для НПЗ и подготовит предложения по снижению акцизов на высокооктановый бензин. Об этом сообщил руководитель департамента госрегулирования тарифов МЭРТ РФ Кирилл Андросов. Таким образом, чиновники хотят стимулировать выпуск более качественного автобензина и снизить его цену. Участники рынка поддерживают инициативу чиновников в части снижения таможенных сборов за импорт оборудования. Что же касается снижения акцизов на бензин, то эксперты сомневаются, что эта мера однозначно приведет к улучшению ситуации на топливном рынке. Дело в том, что компенсировать выпадающие расходы в министерстве предлагают за счет повышения акцизов на низкооктановое топливо, потребляемое в сельском хозяйстве и на коммерческом транспорте.
Чиновники профильных министерств активно обсуждают возможность изменения налогов и сборов с нефтяных компаний с сентября, когда соответствующее поручение им дал президент России Владимир Путин. Как ранее рассказывали в Минпромэнерго, профильные министерства предлагают ввести так называемые налоговые каникулы при разработке новых месторождений, а также дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от технических условий добычи нефти на конкретных месторождениях. Считается, что это должно стимулировать инвестиции в разведку и разработку новых запасов нефти. Руководитель департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ РФ Кирилл Андросов сообщил, что эти инициативы поддерживает и Минэкономразвития.
Однако до последнего времени было неизвестно, как чиновники будут решать другую задачу, поставленную президентом, - как сделать так, чтобы улучшить качество и снизить цену на бензин в России. Как заявил Кирилл Андросов, в связи с этим МЭРТ готовит два предложения. Во-первых, в эту среду межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле при МЭРТ должна рассмотреть вопрос об обнулении импортных пошлин на технологическое оборудование для НПЗ. Андросов отметил, что технологическое оборудование, ввозные пошлины на которое предполагается отменить, будет в первую очередь использоваться для модернизации НПЗ . Во-вторых, Андросов пообещал, что уже в ноябре его министерство подготовит предложения по снижению акцизов на бензин марок Аи-92 и Аи-95, а также повышению акцизов на бензин марки Аи-80. Ранее сообщалось, что правительство хотело лишь заморозить акцизы на бензин в 2006 г. с целью не допустить роста цен на топливном рынке. По словам чиновника, в настоящее время акцизы на низкооктановое топливо ниже, чем на высокооктановое, и предлагаемая мера в первую очередь направлена на стимулирование потребления в России более качественного бензина. Изменения могут вступить в силу уже в 2006 г. Глава департамента также предположил, что увеличение акцизов на низко октановый бензин не приведет к росту цен.
Участники рынка поддерживают идею МЭРТ обнулить пошлины на ввоз оборудования для НПЗ. "Компания будет приветствовать снижение или обнуление пошлин на оборудование, - сказали в "ЛУКОЙЛе" . - На всех наших российские заводах - Ухтинском, Нижегородском, Волгоградском и Пермском - постоянно ведется модернизация, которая требует закупки оборудования за рубежом. Ведь на сегодняшний день самые современные технологические установки не только не производятся, но даже не проектируются в России". Представитель ТНК-BP также предположил, что инициатива МЭРТ - это положительный шаг, однако от дальнейших комментариев отказался, сославшись на то, что соответствующие предложения только обсуждаются. А по мнению менеджера другой крупной нефтяной компании, снижение пошлин позволит хоть немного снизить разрыв в качестве нефтепродуктов в России и на Западе. "20 из 25 российских заводов работают по 40-50 лет. 5 из ныне действующих НПЗ было пущено до 1940 г., 6 - до 1950 г., 8 - до 1960 г. и только 6 - после 1960 г. В результате выход светлых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и авиатоплива) на российских НПЗ меньше, чем в США, в 1,6 раза и в 1,4 раза меньше, чем в Европе. Глубокая переработка нефти составляет чуть более 20%, в то время как в США эта цифра равна 73%, в Западной Европе - 43%, в Японии - более 32%", - сетует он.
Эксперты солидарны с нефтяниками, хотя и опасаются, что отмена пошлин может негативно сказаться на отечественном машиностроении. "Нужно подходить к вопросу дифференцированно, иначе отечественное машиностроение получит еще один удар, который может быть очень серьезным", - сказал президент Союза поддержки сервисных компаний Игорь Мельников. "В советское время значительная доля оборудования для НПЗ закупалась в странах СЭВ, в частности в Чехословакии и ГДР, собственное производство в РСФСР было развито незначительно. Поэтому большого урона для отечественного машиностроения от отмены импортных пошлин не предвидится", - успокаивает заместитель гендиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов.
Не столь единодушны специалисты в отношении предложения МЭРТ изменить акцизы на бензин. "Снижение акцизов будет иметь более существенное влияние на цену на топливо, нежели кулуарные договоренности с нефтяниками о замораживании цен на бензин. Ведь известно, что доля налогов в цене на бензин в России столь же высока, как и в Европе", - сказал аналитик ИК "ЦентрИнвест" Константин Батунин. С ним не соглашается Сергей Ежов. "С одной стороны, хорошо стимулировать потребление более качественного высокооктанового бензина. С другой - топливо с высоким октановым числом потребляется в основном пользователями личного транспорта, а с низким - транспортной, сельскохозяйственной и другими подобными отраслями. Перекладывать налоговую нагрузку на них нерационально. Да и те водители-частники, которые покупают 76-й бензин, делают это не от хорошей жизни", - резюмирует он.
Комментарии