15:48 17 Августа 2019 г
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /sdb/section2/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Экология
            [LINK] => /ekologiya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Цены на АЗС
            [LINK] => http://azs.au92.ru/users/sign_in
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                    [target] => _blank
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Рубрикатор
            [LINK] => /categories/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => О нас
            [LINK] => /about/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Во сколько раз подорожает бензин, если нефть станет бесплатной
  • 14:23
  • 30.11.2018
  • Рынок топлива
  • /
  • Во сколько раз подорожает бензин, если нефть станет бесплатной
  • /
  • Ведомости
Осенью 2018 г. ускорение роста цен оживило критику в адрес нефтяных компаний и правительства. Мишенью стала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Результатом экстренных действий стало соглашение о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке путем их индексации.
Пока население интересует, сколько будет стоить бензин, эксперты задаются и другими вопросами. Насколько хороши или плохи принятые решения? Можно ли говорить о введении в России государственного регулирования цен на бензин?
Рынок бензина – приоритетный для ФАС. Последние 15 лет решались две задачи: сдерживать цены на бензин и сохранить сети независимых бензоколонок. После крупнейшего в истории России антимонопольного расследования в 2009 г., когда «Лукойл», «Роснефть», ТНК-ВР и «Газпром» были обвинены в монопольно высокой цене моторного топлива, ФАС разработала модель потолка цен на бензин. Крупные нефтяные компании согласовали с ФАС коммерческие политики до 2013 г., в том числе формулу предельной цены для внутреннего рынка. Одним из элементов «потолка» была цена экспорта, диктуемая мировыми ценами.
Светлана Авдашева
Окончила экономический факультет МГУ.
В 1988–1993 гг. работала на экономическом факультете МГУ, во Всесоюзном финансово-экономическом институте, в Институте экономики РАН.
С 1993 г. – сотрудник Высшей школы экономики, профессор.
Стремление сдерживать рост цены бензина – не уникальная особенность России. Правительства многих стран ведут себя так же. По разным оценкам, в том числе Международного энергетического агентства, ежегодные топливные субсидии (большая часть которых именно на нефтепродукты) в мире составляют в разные годы $300–450 млрд. Для сравнения: это около 30% ВВП России. Особенность российского подхода состоит в том, что задача сдерживания цен решалась с помощью государственного регулирования (потолок цен – тоже регулирование), а не субсидий.
Модель потолка цены на бензин сдерживала внутренние цены. Их повышение в 2018 г. – результат изменения условий спроса и предложения на мировом рынке бензина.
Пять лет назад мы критиковали разработанную ФАС модель. Но решение заменить потолок, определяемый исходя из мировых цен, индексацией – это шаг к худшей и более жесткой модели регулирования. Ценовой потолок сдерживал рост цен в России, но их колебания все же отражали спрос и предложение. Индексация же такой зависимости не предполагает. Оторванность цены от условий спроса и предложения отрицательно влияет на решения и потребителей, и производителей. Потребители увеличивают спрос выше оптимального. Не снижается ущерб экологии. Растет зависимость экономики от низких цен на топливо, усиливая болезненность неизбежных будущих шоков. Производители продают на внутреннем рынке больше нефтепродуктов, хотя и без удовольствия – снижаются их прибыль и источники финансирования инвестиций в необходимое перевооружение мощностей. Если мировые цены будут расти, прибыль будет перераспределяться в пользу покупателей. Если мировые цены будут снижаться, индексация будет играть против снижения цен внутренних. И, к сожалению, вне зависимости от колебаний мировых цен она исключает конкуренцию и на оптовом, и на розничном рынке.
В споре между плохим и очень плохим регулированием выигрывает прежний подход ФАС. И еще очевиднее становится контраст между задачей отказаться от регулирования на тех рынках, где оно есть, и одновременным ужесточением регулирования там, где до сих пор оно было сравнительно мягким.
Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.
версия для печати
0 0

Возврат к списку



Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться (авторизоваться)
Новости по теме:
Автопозитив