01:29 23 Марта 2019 г
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /sdb/section2/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Экология
            [LINK] => /ekologiya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Цены на АЗС
            [LINK] => http://azs.au92.ru/users/sign_in
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                    [target] => _blank
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Рубрикатор
            [LINK] => /categories/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => О нас
            [LINK] => /about/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Владельцы АЗС рассказали о катастрофе на топливном рынке
  • 08:54
  • 14.11.2018
  • Рынок топлива
  • /
  • Владельцы АЗС рассказали о катастрофе на топливном рынке
  • /
  • РБК
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак пообещал провести масштабные проверки независимых автозаправочных станций (АЗС) по всей России. Так он ответил на замечание президента Владимира Путина о претензиях нефтяников к розничным продавцам топлива. По словам Козака, целому ряду ведомств: ФАС, Роспотребнадзору и Росстандарту поручено проверить качество продукции АЗС, исполнение антимонопольного законодательства и соответствие маржинальности АЗС параметрам, заданным решениями правительства. Представители независимых автозаправочных комплексов рассказали, как эти меры повлияют на их работу. Кроме того, игроки рынка прокомментировали подписанное нефтяными компаниями соглашение о заморозке цен на бензин и дизтопливо.


Леонид Чурилов, первый заместитель генерального директора ООО «Петербургская топливная компания» (ПТК):

«Мера по проведению проверок ожидаема. Странным является лишь то, что проверки проводятся выборочно — только независимых АЗС. Причем проверяют не столько цены, сколько все остальное. А, как знает каждый бизнесмен, если проверяющему очень хочется что-то найти, нет ничего невозможного.

Что касается соглашения, которое фиксирует цены, то, по словам Козака, независимые АЗС также должны его подписать. Мы можем это сделать, мы даже хотим снизить цены до уровня ВИНКов (вертикально интегрированные компании — ред.) или любого другого уровня, потому что нам важны не цены на АЗС, нам важна разница между оптовыми ценами и розничными. Для нас самое главное, чтобы хоть какая-то маржинальность была обеспечена. А задача привести уровень цен на независимых АЗС к ценам на АЗС нефтяных компаний — благо для нас, поскольку таким образом мы сможем вернуть себе обороты (при условии обеспечения маржинальности, покрывающей затраты).

Но в правительстве почему-то не упомянули, что, согласно подписанному протоколу, разница между оптовыми и розничными ценами должна быть 4%. Ситуация на рынке складывается таким образом, что сейчас независимые компании работают по следующей условной схеме: на бирже покупают топливо по 10 руб., продают по 12 руб., то есть с маржинальностью в 2 руб. Причем затраты АЗС составляют 4-6 руб., а значит они не покрываются разницей в ценах. Правительство же предлагает установить еще более жесткие правила — цену продажи не 12 руб., а 10 руб. 40 коп., то есть маржинальность в 4%. Из нее 1% съедает доставка топлива до АЗС, еще 1,5-2% — банковский эквайринг. Мы только довезли товар и заплатили банкам за эквайринг, а уже осталось лишь 1% на все. А у нас банковские кредиты, зарплаты, содержание заправки. То есть ограничением в 4% независимые игроки еще больше «загоняются» в убытки. А если цена не будет снижена, то ФАС и ФНС начнут проверки.

Сейчас некоторые АЗС в регионах пишут письма-обращения Козаку о том, что они не смогут заплатить имущественный залог — просто не с чего. В этом году в течение девяти месяцев розница несла убытки. У нефтяных компаний есть экспорт, есть оптовый рынок, где они зарабатывают, а у независимых игроков ничего нет.

В Петербурге, как и в России в целом, число независимых заправок составляет более 50%. Среди них — ПТК, Neste, Shell. У этих компаний нет добычи в России, они покупают нефтепродукты либо на оптовом рынке, либо на бирже. Мы, например, 100% топлива покупаем на бирже, торги на которой открыты, и продаем через свои АЗС, где цены может увидеть каждый автомобилист. Иностранным компаниям вообще не понятно, как работать на рынке, на котором зафиксированы оптовые и розничные цены. Как вкладываться в экономику, где регулировка осуществляется вручную?

Раньше мы не исключали того, что причиной сложившейся ситуации стала попытка оставить на рынке только ВИНК, вытеснив независимых операторов. Но пришли к выводу, что это бессмысленно, так как розница убыточна у всех. Во-первых, самый благоприятный путь для нефтяных компаний — экспортировать нефть. Добыли, по трубе перекачали — все. Им не нужна розница, как и переработка нефти, в нынешних условиях. Но какая будет экспортная альтернатива, не знает никто. Если баррель нефти будет стоить 30 руб., то розница будет крайне востребованной. А вот если 120 руб., то розница будет не нужна никому.

Во-вторых, ВИНКи уже сформировались в крупных городах, где есть оборот. Они уже никого не покупают или покупают штучно. Зачем им, к примеру, независимая АЗС в какой-то деревне, где реализация 2-3 куба в сутки, и куда доставка топлива будет стоить дороже, чем размер полученной прибыли?».


Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза»:

«На топливном рынке России вот уже почти год разворачивается настоящая катастрофа, которая поставила владельцев более 60% всех АЗС России на грань разорения. Для многих из нас наш бизнес — это дело всей жизни.

К настоящему времени на стелах АЗС независимых операторов вынужденно стоят самые высокие розничные цены, что не укладывается в привычную логику топливной розницы. Банки отказывают нам в кредитах. Мы дискредитированы надзорными органами и популистскими заявлениями в СМИ в глазах населения. Топливо отпускается в опте в ограниченных количествах. Правительство открыто призвало фискальные и надзорные ведомства к проверкам нашей деятельности, отводя внимание от борьбы с причинами на борьбу со следствиями кризиса в российском нефтегазе.

Мотивы банальны: прикрывая нежелание проводить выгодную всем комплексную реформу в отрасли и непрофессионализм, регуляторы уходят от личной ответственности за провал собственной экономической политики в топливном секторе, перекладывая ее на плечи независимых АЗС.

У нас нет никакой иной возможности достучаться до власти и донести наши проблемы, кроме как обратиться к президенту с открытым письмом.

Биржевые и оптовые цены внутреннего рынка менее, чем за два месяца выросли более чем на 20%. В условиях заморозки розничных цен это привело к колоссальным убыткам независимой розницы. Вместе с тем, регуляторы не видят в этом проблемы, они продолжают мастерить очередные хлипкие костыли для еле дышащего рынка.

В условиях так и не увеличившихся до индикативных значений объемов поставок на биржу, привычный оптовый механизм дал сбой. Неконтролируемый рост оптовых цен в условиях заморозки розничных привел к минусовой маржинальности всех АЗС страны, включая и АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В таком положении сектор топливной розницы работает уже 8 из 10 месяцев этого года.

Несмотря на это, правительство принимает еще более жесткое решение — зафиксировать маржу между мелкооптовыми и розничными ценами на уровне не более 4%. В противном случае, если разница будет выше — есть прямое указание на проверку независимой розницы ФНС, ФАС и другими надзорными органами. Ни один бизнес не сможет выжить при маржинальном покрытии в 4%. Этого хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг. И если ВИНКи еще могут компенсировать убытки розницы за счет экспорта и оптовых продаж, то независимым АЗС остается только «замотать шланги» и покинуть рынок.

По сути, независимые операторы находятся в ситуации выбора между плохим и очень плохим решением: либо опустить розничные цены до уровня +4% от мелкого опта, неизбежно получив минусовую операционную маржинальность, либо поднять цены в соответствии с экономическими реалиями и спровоцировать и отток клиентов, и проверки со стороны надзорных органов. В итоге, вне зависимости от выбранных вариантов следует ожидать дальнейшее сжатие независимого сектора. В рамках принятых решений независимый сектор оказывается между молотом оттока клиентов и проверок надзорными органами и наковальней отрицательных значений маржинальности. Таким образом, финал для независимого сектора в любом из перечисленных вариантов предрешен — разорение и потеря бизнеса.

Как последний гвоздь в крышку гроба независимой топливной розницы звучит бескомпромиссная позиция правительства РФ по вопросу увеличения акцизов на топливо с 1 января 2019 года, что неизбежно приведет к еще более мощному скачку внутренних цен, а в условиях директивного управления похоронит навсегда даже остатки подобия рынка и вызовет волну социального негатива.

В условиях необузданного директивного беспредела со стороны правительства, «Независимый топливный союз» принял решение создать комитет по чрезвычайной ситуации в отрасли. Подчеркнем, что в случае, если не обратить пристального внимания на сложившуюся ситуацию и не инициировать разработку и проведение комплексной реформы российского топливного рынка, мы прогнозируем возможность всероссийской забастовки независимых АЗС.

Мы за адекватные цены на топливо, которые устроят и автовладельцев, и бизнес. Еще в июне мы разработали предложения по комплексному реформированию российского топливного рынка и неоднократно направляли их в профильные инстанции. Однако складывается впечатление, что нас не только не слышат, но и уже давно списали со счетов, предоставив только один выход — добровольно покинуть рынок» (источник: открытое письмо Павла Баженова в адрес президента РФ).

версия для печати
0 0

Возврат к списку



Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться (авторизоваться)
Автопозитив