17:15 27 Мая 2019 г
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /sdb/section2/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Экология
            [LINK] => /ekologiya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Цены на АЗС
            [LINK] => http://azs.au92.ru/users/sign_in
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                    [target] => _blank
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Рубрикатор
            [LINK] => /categories/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => О нас
            [LINK] => /about/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Экономная «Татнефть»: себестоимость добычи снизилась до 245 рублей за бочку
  • 10:14
  • 28.12.2018
  • Рынок топлива
  • /
  • Экономная «Татнефть»: себестоимость добычи снизилась до 245 рублей за бочку
  • /
  • «БИЗНЕС Online»

Группа увеличила прибыль акционеров на 96% до рекордных 174 млрд рублей

Отчетность группы «Татнефть» по МСФО за три квартала пестрит любопытными цифрами. Доля экспорта сырой нефти в общих продажах упала с 73% до 59%, но ничуть не потеряла в деньгах, даже наоборот. Продажа нефтепродуктов в России «в деньгах» выросла на 29% до 134 млрд рублей, но зарубежная выручка росла в три раза быстрее, а локомотивом стало дизельное топливо. На чем зарабатывала и экономила «Татнефть», разбирался «БИЗНЕС Online».

ДОЛЯ НЕФТЯНОГО ЭКСПОРТА УПАЛА, РОССИЙСКАЯ ВЫРУЧКА УДВОИЛАСЬ

«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», — эта популярная советская песня вполне могла бы стать гимном «Татнефти». Практически каждая новая отчетность нефтяников устанавливает новые исторические максимумы. Не стал исключением финансовый отчет группы по МСФО за 9 месяцев текущего года. Выручка «Татнефти» от небанковских операций выросла на 38,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) до 675,2 млрд рублей, следует из документа. Прибыль акционеров вообще взлетела на 96,1% до 174,1 млрд рублей.

Сразу же отметим влияние «натурального» фактора: добыча нефти предприятиями группы увеличилась на 0,6% до 21,8 млн тонн.

Описание: https://cdn1.business-gazeta.ru/v2/8/29804/%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-7.jpgФото: «БИЗНЕС Online»

Основной статьей заработка остается продажа нефти в дальнее зарубежье: эти доходы выросли к АППГ на 5,7% до 247,3 млрд рублей. Но и средняя рублевая цена на данном направлении скакнула практически вдвое: плюс 49,7% до 31 тыс. рублей за тонну или 4,35 тыс. за баррель.

Нетрудно подсчитать, что физические объемы «дальнего» экспорта упали. «За девять месяцев 2018 года группа экспортировала приблизительно 59% всей проданной сырой нефти по сравнению с 73% за соответствующий период 2017 года», — уточняют составители отчета. Сокращение поставок в физическом выражении сразу на 14 процентных пунктов (п.п.) — это круто. На каком направлении сильнее всего замедлился трафик «Татнефти»?

Описание: https://cdn1.business-gazeta.ru/v2/8/29804/%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-8.jpg

 

Три четверти экспортного сырья было прокачано по трубопроводу «Дружба», который контролирует «Транснефть». Это на 10 п. п. выше уровня января-сентября 2017 года. Основные страны поставки здесь — Германия, Польша, Словакия. Напротив, на 8 п. п. до 23% сократилась доля отгрузок через российские порты Балтийского моря, в основном, через Приморск. В феврале представители транспортной монополии поделились с журналистами статистикой этих поставок. Как выяснилось, на «Татнефть» приходится 9% общего объема морской перевалки, на «Сургутнефтегаз» — 18,4%, на ЛУКОЙЛ — 29%, а лидирует, конечно же, «Роснефть» с 43,6%. С балтийских терминалов нефть уходит в Нидерланды (59,8%), Финляндию (15%), Литву (5,2%), Германию (3,4%).

Среди доходов группы на втором месте — поступления от продаж сырья на внутреннем рынке, которые в денежном выражении выросли в 2,1 раза до 138,7 млрд рублей. При этом рублевая цена здесь увеличилась на 51,6% до 22,15 тыс. рублей за тонну. Становится понятно, почему российские компании так стремятся продать как можно больше сырья «за бугор». Из отчетности «Татнефти» следует, что каждая тонна дает группе 9 тыс. рублей сверх внутренней цены, и вряд ли ситуация у нефтяников Вагита Алекперова или Игоря Сечина принципиально иная.
ПРОИЗВОДСТВО КЕРОСИНА ВЫРОСЛО В 8,5 РАЗ

Теперь о нефтепродуктах. Их производство увеличилось на 9,5% до 6,5 млн тонн. Выпуск средних дистиллятов (отдельные виды нефтепродуктов, которые получаются в результате перегонки углеводородов — в частности, к ним относят печное и судовое топливо) просел на 0,43 млн до 2 млн тонн, но всё компенсировало дизтопливо, производство которого выросло на 0,5 млн до 1,5 млн тонн. К слову, в начале октябре ТАНЕКО объявил о своеобразном юбилее: комплекс выпустил 7-миллионную тонну дизельного топлива «Евро-5». Производство керосина подскочило в 8,5 раз: с 20 тыс. до 170 тыс. тонн.

Впечатляющие темпы роста переработки, в том числе и по глубине. Кроме того, осенью «Татнефть» начала выпуск премиального моторного масла — продукта, который говорит о достаточно высоком уровне технологий производства. Хотя запастись сырьем для выпуска технологичного продукта удалось не без проблем: по данным нашего источника, ТАИФ не желал поставлять сырье, хотя другим покупателям отгружал его в 2 раза дешевле.

Еще в 2012 году совет директоров «Татнефти» принял решение об увеличении перерабатывающих мощностей ТАНЕКО до 14 млн тонн в год, что с запасом бы перекрывало условие переработки не менее 50% собственной нефти. Также можно вспомнить 2014 год, когда «Транснефть», с подачи компаний, осваивающих месторождения легкой нефти, в своих претензиях к качеству татарстанской нефти дошел до предложения выделить для высокосернистой нефти отдельный трубопровод. И хотя номер не прошел, транспортный монополист не снял с повестки этот вопрос, периодически вбрасывая его на обсуждения в правительственные круги. Пока Минэнерго не дает свое добро, но очевидно, что нефтедобытчикам  Уральско-Поволжского региона (где, в основном, и сконцентрированы месторождения тяжелого сырья), надо иметь запасной вариант, и переработка в «шаговой доступности» от буровых выглядит идеальным вариантом. Если же исходить из производственных показателей «Татнефти» за 9 месяцев, получается, что ТАНЕКО за этот период переработала около 30% добытого сырья.
ВНЕШНИЙ РЫНОК «РАЗОГРЕВАЕТ» НЕФТЕПРОДУКТЫ

Уплаченный «Татнефтью» акциз за девять месяцев подрос на 7,8% до 12 млрд рублей. Составители объясняют рост отчислений увеличением объема продаж подакцизных нефтепродуктов на внутреннем рынке. За три квартала они составили 134 млрд — или 29% или на 30 млрд больше, чем в АППГ. То есть, денежные поступления росли почти в 4 раза быстрее изымаемых акцизов.

О чем это говорит? В виде акциза было изъято около 9% суммы, вырученной от продаж топлива на внутреннем рынке — и это, заметим, на 2 п. п. меньше, чем компании пришлось перечислить за три квартала прошлого года (11%). Таким образом, акциз вряд ли может быть причиной крутого взлета цен на моторное топливо минувшей весной, или мы чего-то не знаем.

Другое дело, что продажи топлива заграницу могут быть еще выгодней. Так, экспортные поступления от нефтепродуктов увеличились на 61,8 млрд (!) или 81% до 137,6 млрд рублей. В итоге за январь–сентябрь «Татнефть» от зарубежных поставок выручила на 3,6 млрд рублей больше, чем с внутреннего рынка, хотя годом ранее пропорции были иные — российские потребители приносили на 28,2 млрд рублей больше. И экспортная пошлина на нефтепродукты, сумма которой у «Татнефти» скакнула на 89% до 6,1 млрд рублей, не охладила желание добытчиков качать сырье за рубеж. Необходимость отчислять 4,4% от заграничной выручки вряд ли является для нефтепереработчиков серьезным заградительным барьером.

«За девять месяцев 2018 года группа экспортировала 4654 тыс. тонн нефтепродуктов (включая 207 тыс. тонн приобретенных нефтепродуктов) по сравнению с 3431 тыс. тонн за соответствующий период 2017 года (включая 150 тыс. тонн приобретенных нефтепродуктов)», — пишут составители отчета «Татнефти». То есть, 68% собственных нефтепродуктов компания отправила на экспорт. Отсюда и рекордная выручка, рекордная прибыль, а значит, и рекордные дивиденды. Добавим, что поступления от экспорта нефтепродуктов в страны СНГ выросли в 2,4 раза до 15,1 млрд рублей. Экспортная пошлина здесь увеличилась в 15,8 раза до 63 млн рублей — 0,4% от поступлений — это самая низкая ставка, своеобразный привет «батьке» Лукашенко. Напомним, что в 2016 году вице-премьер Аркадий Дворкович поднимал вопрос о резком росте экспорта нефтепродуктов в Белоруссию со стороны дочерних компаний Газпрома и «Татнефти».

Из сказанного можно сделать вывод: заявления правительства РФ о возможном введении заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты, которые призваны сдержать отток топлива на внешние рынки, выглядят не беспочвенными. Юридические основания для этого также имеются. В июле президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий минфину поднять экспортные пошлины нефтепродуктов до 90% от ставки пошлины на нефть. То есть, ставка для светлых нефтепродуктов, товарного бензина и масла с текущего уровня 30% может подскочить на 60 п. п., проще говоря, утроиться. Для прямогонного бензина с его 55% рост может составить 1,6 раза. Если грубо прикинуть, в случае максимального, трехкратного роста пошлины «Татнефть» вместо текущих 4,4% столкнется с необходимостью отчислять 13,2%. Станет ли экспортное направление после этого невыгодным?

«В обычных условиях экспортировать дизель было бы выгоднее, но сейчас, с изменением мнения правительства насчет внутреннего топливного рынка, можно хорошо зарабатывать и на внутренних продажах, не наращивая экспортную долю, — говорит старший аналитик компании „Альпари“ Анна Бодрова. — Основная часть производителей топлива на текущий момент балансирует между экспортом и внутренними продажами, почти постоянно „перевешиваясь“ в сторону зарубежных поставок».

По ее словам, с экспортом нефтепродуктов не все просто: «Для разных видов сырья работает разная тарифная ставка, в то время как продавать сырую нефть на экспорт значительно проще и удобнее. В таком свете вполне можно говорить о том, что „Татнефть“ зарабатывает в первую очередь на поставках самой нефти и только затем — нефтепродуктов».
ТАК ЛИ ВЕЛИК АКЦИЗ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?

Пожалуй, стоит задержаться на ситуации с акцизом, уплачиваемом продавцами бензина. Федеральный центр с 1 июля умерил свои аппетиты: 84,4% от акциза на бензин и дизтопливо должны идти в региональные дорожные бюджеты. До этого центр оставил субъектам РФ только 57,1% поступлений. Как мы помним, реверанс в пользу регионалов был сделан после вынужденного летнего снижения акцизных ставок — иначе бы области и республики лишились серьезного куска доходов. С 1 января 2019-го регионам достанется 86,9% топливных акцизных сборов, но продлится это недолго. Уже с 1 февраля им останется только 58,1% отчислений.

Ставка бензинового акциза после летнего снижения вместо планового повышения составила 8,2 тыс. рублей за тонну. С учетом того, что литр 95-го бензина весит 0,75 кг, сборы составят 6,15 тыс. рублей с 1000 литров или 6,15 рубля за литр. Цена литра 95-го в розницу на момент написания текста — 43 рубля. Таким образом, акциз занимает 14,3% или седьмую часть от розничной стоимости. Но уже с 1 января правительство повысит акциз до запланированных ранее 11,9 тыс. за тонну — то есть, до 8,93 тыс. рублей за 1000 литров или 8,9 рубля за литр. При той же (допустим) цене 43 рубля за литр АЗС придется отдавать уже 20,8%, если, конечно, розница не начнет снова изображать пляски святого Витта. При тех же условиях с 1 января акциз составит 15,7% в цене простого и 15,4% премиального дизеля. Если повторится весенняя история, даже при 13,2-процентных отчислениях с экспортной выручки курс на Запад все равно должно останется более выгодным. Поэтому, как это часто случается, куда более действенным окажется привычное ручное регулирование.

Описание: https://cdn1.business-gazeta.ru/v2/8/29804/%D0%91%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-9.jpg

 

Следует понимать, что главный денежный интерес республики несколько иной. Во-первых, чем выше прибыль компании до налогообложения, тем больше налога на прибыль поступит в республиканский бюджет.  Напомним, что на период 2017–2020 годы 15 из 100 рублей (3% из 20%) уходят в федеральный бюджет, а остальные 85 рублей — в бюджет региона, в котором прописана компания. По цифрам: если сумма уплаченного за январь–сентябрь налога на прибыль выросла на 82% до 48,5 млрд рублей, то 41,2 млрд причитается бюджету РТ.

Во-вторых, Татарстан, крупнейший акционер Татнефти с долей около 36% голосующих акций, а значит, опять же заинтересован в максимизации прибыли и дивидендов. По итогам 9 месяцев совет директоров «Татнефти» рекомендовал к выплате 75% от прибыли по РСБУ, суммарно 122,2 млрд рублей. Аналогично 75% от прибыли по российским стандартам или 70,4 млрд рублей было рекомендовано к выплате по итогам полугодия. Татарстан претендует на треть за вычетом 13%-го налога на дивиденды — 35,4 млрд рублей.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ДОБЫЧИ УПАЛА НА 4,5 РУБЛЯ ЗА БОЧКУ

Перейдем к затратным статьям «Татнефти». Операционные расходы группы увеличились всего на 3,1% до 92,3 млрд рублей. При этом операционные расходы на добычу нефти…упали на 1,3% до 39,4 млрд рублей! «За девять месяцев… расходы на добычу нефти составили в среднем 254,0 руб./барр. в сравнении с 258,5 руб./барр. за соответствующий период 2017 года», — указано в отчете. И так, или 1,7%.  В отчете снижение расходов на 4,5 рубля объясняется успешной реализацией «различных мероприятий по снижению затрат в текущем периоде», без конкретизации этих мероприятий.

Простой средний курс национальной валюты за три квартала текущего года составил 61,6 рубля за доллар США, то есть, добыча обошлась приблизительно в $4,1 за «бочку» или $29,2 за тонну. Составители отчета уточнили полный спектр затрат, включенных в эти 254 рубля за бочку: «Расходы группы на добычу состоят из расходов на добычу нефти, понесенных подразделениями и дочерними предприятиями Компании, добывающими нефть и газ. Они включают в себя затраты на услуги по эксплуатации, текущий ремонт и страхование добывающего оборудования, заработную плату, затраты по искусственному воздействию на пласт для увеличения нефтеотдачи, затраты на топливо и электричество, товары и материалы, используемые при производстве сырой нефти, и прочие подобные расходы».

Далее, затраты на переработку выросли на 21% до 9,4 млрд рублей, причины понятны. А вот транспортные расходы увеличились всего лишь на 2% до 27,3 млрд рублей. Так что один аргумент из июньских тезисов главы НК «Роснефть» Игоря Сечина, объяснявшего стремительное весеннее подорожание топлива, в том числе, ростом транспортных затрат, можно не принимать всерьез. В отличие от слабеющего (на фоне дорогой нефти) рубля и, как следствие, резкого скачка рублевых цен на «черное золото» в дальнем зарубежье. Кто ж виноват, что минфин с одобрения Центробанка «пылесосил» иностранную валюту, набивая кубышку и не давая укрепиться рублю. А тут еще и свежие пакеты санкций заокеанских «партнеров» подоспели. Впрочем, в ноябре Игорь Иванович сменил курс, и разглядел в повышении топливных цен заговор независимых АЗС в отдельных регионах  при поддержке ФАС.

Самая крупная статья отчислений «Татнефти», разумеется, налоги (кроме налога на прибыль): они выросли на 56,1% до 215,8 млрд рублей — это 32% выручки от небанковской деятельности группы. Первую скрипку здесь играет перечисляемый в федеральный бюджет НДПИ, выросший на 58% до 209,5 млрд рублей. Правда, нефтяникам удалось сэкономить на основном Ромашкинском месторождении, где из-за повышенного износа сумма НДПИ была снижена на 38,6 млрд рублей — на 17,3 млрд рублей больше, чем годом ранее. И раз уж речь зашла об этом, амортизационные расходы выросли на 19% до 22,4 млрд рублей. Кроме того, экономия от снижения НДПИ на добычу сверхвязкой нефти на Ашальчинском и некоторых других месторождениях составила 21,4 млрд рублей — на 10,5 млрд рублей больше, чем за АППГ.

Наконец, о перспективах открыть свежие месторождения: затраты на разведку упали на 41% до 552 млн рублей. Напомним, «Татнефть» и запланировала в своей стратегии-2030 нарастить ее на 33% к уровню 2017 года до 38,4 млн, вложив 799 млрд рублей. Для сравнения, за последние пять отчетных периодов, с 2013-го по 2018-й, добыча нефти группой по итогам девяти месяцев выросла на 10,1%. Посмотрим, оправдаются ли надежды Наиля Маганова и его команды, возлагаемые на технологии гидроразрыва и эффект от других инноваций. До того, чтобы те начали приносить эффект, по плану остается семь лет.

версия для печати
0 0

Возврат к списку



Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться (авторизоваться)
Новости по теме:
Автопозитив