16:05 16 Октября 2019 г
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TEXT] => Новости
            [LINK] => /sdb/section2/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 0
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [1] => Array
        (
            [TEXT] => Экология
            [LINK] => /ekologiya/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 1
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [2] => Array
        (
            [TEXT] => Цены на АЗС
            [LINK] => http://azs.au92.ru/users/sign_in
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => Z
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => P
            [ITEM_INDEX] => 2
            [PARAMS] => Array
                (
                    [target] => _blank
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [3] => Array
        (
            [TEXT] => Рубрикатор
            [LINK] => /categories/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 3
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

    [4] => Array
        (
            [TEXT] => О нас
            [LINK] => /about/
            [SELECTED] => 
            [PERMISSION] => R
            [ADDITIONAL_LINKS] => Array
                (
                )

            [ITEM_TYPE] => D
            [ITEM_INDEX] => 4
            [PARAMS] => Array
                (
                )

            [DEPTH_LEVEL] => 1
            [IS_PARENT] => 
        )

)
Земельные участки под АЗС: в зоне особого внимания
  • 13:43
  • 17.06.2002
  • Рынок топлива
  • /
  • Земельные участки под АЗС: в зоне особого внимания
  • /
До 27 мая 2002 года администрация Санкт-Петербурга должна вынести решение по исполнению предписания Территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ТУ МАП) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об изменении порядка выделения земельных участков под строительство АЗС. Согласно решению ТУ МАП, принятому 26 апреля 2002 года, существовавший до сих пор порядок предоставления таких земельных участков без организации торгов должен быть пересмотрен, так как является нарушением федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и противоречит Земельному кодексу РФ. Отныне, согласно Земельному Кодексу, земельные участки под АЗС должны распределяться только через торги, а не вследствие, мягко говоря "не совсем прозрачной" процедуры так называемого выделения под "целевое использование", что на деле означает жесткий административный диктат и избирательный принцип в этом вопросе со стороны городских властей. Казалось бы - все ясно. Законы субъекта Российской Федерации должны быть адекватны законам Российской Федерации. Однако ситуация отнюдь не однозначна и каждая из сторон этого процесса склонна толковать ее в соответствие с собственными интересами. Теория и практика Вплоть до сегодняшнего дня вопрос о выделении того или иного участка под строительство АЗС целиком находился в компетенции Инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК) Государственного учреждения "Управление инвестиций", созданного при Комитете по строительству. Решение ИТК принималось на основании заявок инвесторов и окончательно утверждалось соответствующим распоряжением губернатора Санкт-Петербурга. В теории - торжествовали демократические принципы. Участок под строительство, по сути, мог получить любой претендент, собрав все необходимые документы и согласования. Но на практике действовал "институт избранных компаний", которые и получали львиную долю лакомых земельных участков. В секретариат ИТК поступали документы с рекомендательными резолюциями губернатора и других высокопоставленных чиновников. Судьба таких земельных участков изначально была предрешена. В таких случаях ИТК принимала предопределенное решение, руководствуясь никому не ведомыми принципами и методиками. За весьма скромные деньги Земельный участок "уходил" тому, кто имел наибольшие преференции перед Администрацией города. Простой пример. Из примерно 70 земельных участков лишь один был выставлен на торги. Остальные были получены "целевым назначением", что, кстати, в прежнем федеральном законодательстве, регулирующем оборот земли, прописано как "исключительные случаи". В результате торгов стоимость этого "единственного и неповторимого" земельного участка увеличилась почти в 2,5 раза. Заметим, что речь шла не о самом хорошем "пятне". Можно подсчитать, сколько в результате практики "целевого выделения" потерял бюджет. Среднее "пятно" на рынке стоит минимум 50 тысяч долларов, следовательно, город на 70 участках потерял более 3,5 миллионов долларов, а это более 1 % всего городского бюджета. На этом фоне слова чиновников Комитета по строительству о том, что в случае введения торгов Петербург потеряет часть бюджетных поступлений, выглядят более чем странными. Ведь вне зависимости от того, какая компания построит АЗС, налоговые отчисления сохранятся. Не совсем понятным выглядит и высказанное Председателем Комитета по строительству Александром Вахмистровым опасение, что массовое проведение торгов будет способствовать монополизации рынка. Представители крупных операторов топливного рынка, на условии анонимности говорят, что придерживаются прямо противоположного мнения: "земельные участки в городе неформально уже распределены. У нефтяных компаний четко прописаны программы строительства станций в городе с обозначенными на них конкретными "пятнами". Такая уверенность может основываться только на схеме "целевого использования", поскольку в результате торгов участки отойдут тому, кто дал больше денег. Фактически мы уже не можем рассчитывать на участие в распределение земельных участков, и даже на подачу заявки. Существующая практика выделения земельных участков позволяет подавать заявки на все земельные участки сразу вне зависимости, есть у заявителя средства и мощности для строительства АЗС или он просто собирается этот участок перепродать. А торги позволят более продуманно относится к своим производственным планам. Оператор четко знает в каком районе у него брешь в розничной сети и именно в том районе он приложит максимум усилий, чтобы построить АЗС. Нефтяным компаниям сейчас не принципиальны места для строительства станций, более важно их количество. Поэтому если на одном из земельных участков будет очень большая конкуренция, нефтяники от него просто откажутся чтобы попусту не тратить силы ни средства". Интересно, что с начала этого года земельные участки распределяются по вновь изобретенной схеме, позволяющей обойти Земельный кодекс. А именно заключение договора "на проектно-изыскательские работы". В соответствии с ней несколько компаний, например, ООО "Несте Санкт-Петербург", получили право на проведение изыскательских работ, что по логике Смольного означает и дальнейшее использование этих участков под строительство АЗС и именно этими компаниями. А на двух последних заседаниях инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК) ряд топливных операторов так и не смогли получить разрешение на заключение договора аренды земельных участков для проведения изыскательских работ под строительство АЗС. Сложившаяся ситуация уже привела к образованию на рынке "нездоровой ситуации", когда топливные и нефтяные компании вынуждены играть не по понятным рыночным законам, а по не всегда чистым правилам закулисной борьбы, где вобщем-то "все средства хороши". Кому это выгодно? Цивилизованным такой путь назвать нельзя даже с большой натяжкой. Административное вмешательство в рыночные процессы редко приводит к положительным результатам. Скорее наоборот - такой подход приводит к созданию неразберихи, почвы для коррупции, а так же применению всевозможных "черных" и "серых" схем покупки-продажи. И в этом смысле абсолютно логично предписание, вынесенное ТУ МАП, согласно которому администрация Санкт-Петербурга должна прекратить выделение участков "целевым назначением" и рекомендации антимонопольных органов городским властям в обязательном порядке публиковать информацию о земельных участках, предоставляемых под строительство заправок. И все же в частных беседах чиновники говорят, что приложат определенные усилия для разработки схемы, которая могла бы нейтрализовать предписание МАП и позволить впоследствии соискателям на земельные участки более-менее легитимно обходить федеральный закон. Искреннее в своей наивной простоте стремление городских властей к сохранению "старой схемы" в принципе понятно. Только так, в отсутствие четкой программы развития АЗС в городе можно эффективно влиять на топливный рынок и его участников. Только так можно получить максимально возможные дивиденды и сохранить влияние на операторов топливного рынка, иметь если не прямую материальную выгоду, то хотя бы административный фактор в разговоре с топливниками. То есть и дальше действовать по хорошо известной схеме "разделяй и властвуй". Одна беда - во-первых, это противоречит федеральному законодательству, во-вторых, сути рыночной экономики. Как заявил один из иностранных участников топливного рынка: "В мировой практике действуют только торги. Другого механизма просто нет". Мнения, как разменная монета По данному вопросу различные ветви власти дважды пытались заручиться поддержкой топливных компаний. В конце апреля состоялось заседание ТУ МАП, основной целью которого было выяснить на этот счет мнение топливных компаний. На совещании присутствовали представители Юкос, Shell, Фаэтон, Neste, ПТК и др., которые в один голос сказали "нет" старому способу распределения участков. На этом же совещании представители администрации города честно признали, что фактически используют не совсем легитимную схему выделения земельных участков. На основании всего этого ТУ МАП и вынес известное предписание. А 14 мая состоялось заседание Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга. Дело в том, что в преддверии собрания в комитете по строительству городские власти попросили высказать свое мнение на этот счет топливные компании. На заседании Нефтяного Клуба мнения разделились примерно поровну. Часть компаний голосовали за старую форму. Другая часть выступили за новую схему. "Казнить нельзя помиловать" 15 мая за закрытыми дверями состоялось заседание Комитета по строительству. В кулуарах заседания представители топливных компаний спорили о преимуществе разных форм выделения земельных участков. Впрочем, спор этот свелся к выяснению того, кто имеет "особые" отношения с администрацией, а кто - нет. Вполне понятно, что те кто, рассчитывает на благосклонность Смольного - желает ускорить и упростить для себя получение вожделенных участков. А то, что это будет сделано "по старой схеме" вопреки Земельному кодексу и рыночной практике отходит на второй план. Цель, как говорится - оправдывает средства. К сожалению, вопросы о законности такой практики и ее соответствии с философией рынка были опущены. Как и то, что такой подход к решению, по сути, ведет в тупик, из которого все равно придется искать выход и отнюдь на делает Петербург привлекательным для потенциальных инвесторов. Кесарю - кесарево А между тем "изобретать велосипед" вовсе не было нужно. Достаточно воспользоваться опытом тех, кто уже прошел через подобные коллизии (Москва). В частности разработать долгосрочную городскую программу строительства АЗС и строить с участниками рынка прозрачные отношения на основе рыночных реалий и нормальных условий конкурентной борьбы. Тем более, что возможных участков остается не так много. По данным ТУ МАП, на конец 2001 года в Петербурге действует 265 АЗС (из них 198 - стационарные, 67 - контейнерные), которые эксплуатируются 50 топливными компаниями. Для сравнения: во времена СССР в Петербурге было 87 АЗС. Считается, что насыщенность города станциями станет оптимальной тогда, когда их количество возрастет до 300-350 единиц. Здесь в крупном проигрыше могут оказаться независимые операторы. Неконтролируемое увеличение количества АЗС поставит на грань разорения мелкие сети. Крупные нефтяные компании в такой ситуации могут демпинговать или корпоративно до поры до времени удерживать низкие цены на своих заправках, а когда мелкие разоряться, начать передел петербургского рынка между собой. Кстати, нефтяные компании не скрывают своих амбициозных планов. Так, в "Лукойле" говорят о возможном строительстве в Петербурге 50-ти АЗС, а ОАО "НГК "Славнефть" уже в 2002 году собирается ввести в строй 15 новых станций. Так или иначе, но предопределить развитие топливного рынка на долгое время должен именно этот год. Председатель Комитета по строительству Александр Вахмистров примет решение по выполнению предписаний ТУ МАП на одном из заседаний ИТК. Ранее вице-губернатор уже заявил одной из крупнейших деловых газет, что теперь все участки будут распределяться только через проведение торгов. Однако в кулуарах представители Комитета по строительству высказывают иное мнение. "В принятии окончательного решения мы будем ориентироваться на топливные компании. Как им удобнее, такую процедуру мы и будем проводить", - высказал свою позицию Александр Лобанов, первый заместитель председателя Комитета по строительству. Сложность состоит в том, что у топливных компаний нет единого мнения. Так, что в этом вопросе все же логичнее было бы ориентироваться не на отсутствуеющее консолидированное мнение топливников, а на Земельный Кодекс Российской Федерации. Константин Максимов
версия для печати
0 0

Возврат к списку



Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться (авторизоваться)
Новости по теме:
Автопозитив